Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента РФ Федеральному собранию РФ основными целями финансово-бюджетной политики в 2011-2013 годах, являются цели, представленные на рисунке 11. [6]

    

    Рисунок 11. Цели финансово-бюджетной политики РФ на 2011-2013 гг. 

    Таким образом, финансово-бюджетная политика на 2011-2013 годы  направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

    Следует отметить, что в сфере межбюджетных отношений есть необходимость обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах РФ и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество).

    Также, в целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и в целях увеличения поступлений в местные бюджеты представляется целесообразным закрепить за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом необходимо рассмотреть возможность предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога. [4]

    Потребуется и серьезная корректировка принципов предоставления  межбюджетных трансфертов. В связи с этим, предполагается переход к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов РФ, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов РФ и повышения их ответственности за результаты деятельности.

    Также уделяется внимание идеи укрупнения субсидий, предоставляемых регионам в рамках государственных программ (в сферах совместного ведения). При этом, как отмечено Президентом РФ, целесообразно на федеральном уровне поставить перед получателями субсидий конкретные цели, контролировать результаты этой работы, а выбор способов их достижения предоставить получателям субсидий. [4]

    В сфере бюджетных расходов особое внимание уделяется:

  • Повышению эффективности социальной защиты населения;
  • развитию образования,  здравоохранения и социального обслуживания.
  • оптимизации масштабов и форм поддержки экономики.

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

    После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП  на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП (или 8 617,8 в млрд. руб.), в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП (или 9 983, 9 в млрд. руб.), расходы, структура которых представлена в приложение А, - в 2011 году составят 20,9% к ВВП (или 10 385,1 млрд. руб.), а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП (или 11 749, 1 в млрд. руб.), соответственно. [6]

    Даже  несмотря на увеличение доходной базы федерального бюджета в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП, т.е. с 9,0% до 9,2%  к ВВП.

    Основные  характеристики федерального бюджета  на 2011-2013 годы представлены в приложение Б.

    На  протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась  с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета и составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удалось снизить до 5,4% к ВВП, в 2011 году так же ожидается  его понижение до 3,6 % к ВВП.

    Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год. [1]

    Необходимо  отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.

    В 2011-2013 годах продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих  общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства РФ. При этом общий объем Инвестиционного фонда РФ в 2011-2013 годах составит 149,7 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 57,3 млрд. рублей, из них на завершение региональных проектов 6,6 млрд. рублей.

    Следует отметить, что совокупный объем государственного долга РФ достигнет 16,3% ВВП на конец 2013 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга составит 79,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга (рисунок 12).

    В сфере межбюджетных отношений, в 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов будут увеличены по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2% и составят 1 172,5 млрд. руб. (данные представлены в таблице 2)

    Дотации бюджетам субъектов РФ составят в 2011 году на 3,9% превышает уровень 2010 года. Прирост обеспечен за счет увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, которые в 2011 году запланированы в объеме 114,3 млрд. рублей с приростом на 19,3 млрд. рублей или 20,3% к уровню 2010 года.

    

    Рисунок 12. Государственный долг РФ к ВВП, % 

    Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2011 году будут увеличены и направлены на строительство и модернизация автодорог (34,4%), поддержка жилищно-коммунального хозяйства (на 32,2%), государственная поддержка сельского хозяйства (на 6,9%). Средства на поддержку национальной экономики в условиях восстановления экономики и сокращения антикризисных мероприятий уменьшены на 21,5%.

    Субвенции бюджетам субъектов РФ в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9%  превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.

    Иные  межбюджетные трансферты в 2011 году предусмотрены в объеме 46,8 млрд. рублей, или 82,8% к уровню 2010 года. Сокращение обусловлено преимущественно уменьшением на 71,8% трансфертов на реализацию программ местного развития.

     Таблица 2

     Доходы, расходы, дефицит/профицит Федерального бюджета 

     за 2009-2010 гг. (в млрд. руб.)

Показатель 2009 год 2010 год 211
1 2 3 5
Дотации 429,8 431,0 521,0
Субсидии 379,6 286,0 380,2
Субвенции 288,2 231,5 224,5
Иные  межбюджетные трансферты 78,0 52,6 46,8
 

    В целях финансовой поддержки субъектов  РФ в 2011 году дополнительно предусматриваются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в объеме 113,6 млрд. рублей. [6] 
 

       3.2  Анализ финансово-бюджетной   политики РФ 2009 (планового 2010-2011гг.) и 2010 (планового 2011-2012гг.) 

    Основные  направления финансово-бюджетной  политики в 2009-2010 годах устанавливались исходя из мирового кризиса, который сопровождался высоким ростом цен и замедленными темпами роста экономики. Хотя российская экономика имеет относительно хорошие показатели темпа роста экономики, в среднем 5-6 % к ВВП в год, структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

    В связи с этим, основными целями финансово-бюджетной политики в период 2009-2010 годах являлись:

  • использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса;
  • обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости;
  • ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
  • переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
  • формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем;
    • повышение эффективности налоговой системы. [5]

          Использование бюджета в качестве одного из важнейших  инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса обусловлено, прежде всего, тем, что в первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей, в том числе, темпы падения ВВП превысили 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Было отмечено снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. [8]

    Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного  ослабить влияние мирового кризиса  на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволили финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. [8]

    При этом следует отметить, что согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете» на 2009 год, доходы федерального бюджета должны были составить 10 927,1 млрд. руб., однако согласно Министерству финансов данный показатель не превысил 7 337, 8 млрд. руб. или 18,8 % к ВВП. Расходы данного бюджета должны были составить 9 024, 6 млрд. руб., но согласно отчету о расходах федерального бюджета, превысили этот показатель, и составили 9 660, 1 млрд. руб. или 24,7% к ВВП. Данные результаты за 2009-2010 года представлены в таблице 3.

                                                                     
 

           Таблица 3

     Доходы, расходы, дефицит/профицит Федерального бюджета

     за 2009-2010 гг. (в млрд. руб.) 

Показатель 2009 2010
ФЗ-№204 от

24.11.2008г.

Факт в % к ВВП ФЗ-№308 от 02.12.2009г. Факт в % к ВВП
Доходы 10 927,1 7 337, 8 18,8 6 950,1 7 783,8 17,3
Расходы 9 024,7 9660,1 24,7 9 886,9 10 212,4 22,7
Дефицит/Профицит 1 902,5 -2 322,3 -5,9 -2 936,9 -2 428,6 -5,4

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации