Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

20-х  годов XX века и применялась в странах, использующих административно командную систему управления экономикой.

    Основными направлениями данной политики являются:

  • активная роль государства в экономике;
  • государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями и предприятиями;
  • составление пятилетнего плана  в рамках государства с разбивкой по годам;
  • установление плановых показателей для каждой отрасли, предприятия;
  • государственный контроль за исполнением денежных средств.

    Основанной  на государственной собственности  на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике.

    Регулирование использования денежных доходов  населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Свободные средства населения, помещенные в систему  сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального без  облигационного займа.

    Управление финансами  осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. [30]

    В конце 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия. Эта политика не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики и т.д.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. [15].

     По  характеру реализации различают финансовую политику дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую).

     Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, а также направлений и объемов бюджетных расходов с целью воздействия на экономический рост, инфляцию, безработицу, доходы граждан, инвестиционную активность.

     Основными инструментами дискреционной политики являются:

  • социальные программы;
  • правительственные закупки;
  • изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
  • управление налоговым гнетом.

    Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику.

    Кроме налогового существует еще ряд важных «встроенных стабилизаторов», которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны:

  • социальные выплаты, включая пособия по безработице;
  • актуальные для развитых стран программы помощи фермерам;
  • инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода. [34].

    Вместе  с тем полной сбалансированности с помощью «встроенных стабилизаторов» достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и «встроенные стабилизаторы», и средства дискреционной политики.

     Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики, которые представлены на рисунке 4.

     

    Рисунок 4. Виды финансовой политики

    Политика  экономического роста представляет систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта (ВНП) и повышение уровня занятости. [36]

    Политика  экономического роста нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности, как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через возрастание государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики "дешевых денег". Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отображает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика "дешевых денег" состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

    Политика  стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация базируется на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются одна от другой. Первая - это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление. [29]

    Политика  ограничения деловой  активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика предполагает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. [22] 
 
 

    
    1. Основные  теории финансовой политики
 

    Государство определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование  финансовых процессов в социально-экономической  жизни общества.

    Выявление взаимосвязей всех направлений государственного регулирования имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Подтверждением этому служит мировая практика, где высоко конкурентная среда со значительными элементами планового начала в лице государства соседствует с частным предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти. [22]

    В основу государственного регулирования  заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположенные  по формам реализации основные теории государственного финансового регулирования, которые представлены на рисунке 5.

     

    Рисунок 5. Теории государственного финансового регулирования 

    Монетаризм  приветствует свободный нерегулируемый рынок. Государственное вмешательство в экономику ограничивается поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Монетаризм широко используется Международным валютным фондам и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса (статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени).

    Монетаризм  использует рестриктивную финансовую политику, которая основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов.

    Целью данной политики является:

  • сокращение покупательной способности населения;
  • уменьшение бюджетного дефицита;
  • снижение уровня инфляции.

    Одновременно  это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста. [35]

    В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнении ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

    Противоположностью  монетаризму является финансовая теория, получившая название кейнсианство. Эта  концепция отдает предпочтение государственному регулированию и государственной  поддержки проводимых в экономике преобразований. [22]

    Кейнсианство  основывается на:

  • экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов;
  • экспансионистской кредитно - денежной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

    Увеличение  государственных расходов стимулирует  рост производства, а значит, и рост инвестиций. Кроме того, расширяются  покупательная способность населения и спрос на товары, работы, услуги.

    Экспансионистская политика требует наличия жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к  росту. Контроль необходим и в  связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных средств или за счет роста налоговых поступлений. В свою очередь рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база.

    Темп  роста расходов не должен превышать  темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный  контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.

    Кейнсианство  и монетаризм в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность.

    В России применение мирового опыта без  учета конкретных особенностей и состояния национальной экономики способно лишь усугубить кризисные процессы. Выбор форм реализации государственного финансового регулирования особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий.

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации