Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

    Для рационального распределения и аккумулирования  денежных (бюджетных) средств необходимо осуществление бюджетной политики. Бюджетная политика государства является основной частью государственной финансовой политики. От качества государственного (федерального) бюджета, заложенных в него параметров зависят уровень экономического роста, социальной защиты граждан, инвестиционные возможности государства и т.д.

    Таким образом, под бюджетной политикой понимается  целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управление государственным долгом. [15]

    Одними  из основных показателей устойчивости бюджетной политики  государства  могут служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга. Источники финансирования дефицита бюджетов различных уровней представлены в таблице 1. [16]

    Заимствование средств бюджетами разных уровней  приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга.

    Государственный и муниципальный долг - это накопленная задолженность государства, субъектов государства и муниципальных образований, подлежащая погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

    Согласно  Счетной Палате РФ, за период   с начала 2008 года по  конец 2010 года  государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5  до 9,1 %.  

    Государственный внутренний долг  увеличится  на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6  до 6,4 %.

    Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте  увеличится  на 2 %,  в процентах к ВВП - снизится с 3,9  до 2,8 %.[30]

     Таблица 1

     Источники финансирования дефицита бюджетов различных  уровней 

    

    Большое значение для реализации бюджетной  политики имеет система бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.

    Форма государственного устройства той или  иной страны накладывает отпечаток  на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяют три уровня государственной  власти – федеральный, региональный, местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах, закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма.

    Таким образом, под бюджетным федерализмом в широком смысле слова понимается система межбюджетных отношений, или систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений. [14]

    Основными принципами бюджетного федерализма  являются:

  • единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
  • сочетание централизма и  децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;
  • высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий;
  • активное участие субъектов Федерации  в формировании и реализации бюджетно-финансовой политики государства, включая межбюджетные отношения.

    Бюджетный федерализм может эффективно работать только при четком законодательном распределении бюджетных полномочий, которые должны строится на:

  1. разграничении доходных полномочий;

    б)       разграничении расходных полномочий;

    в)        выравнивании бюджетов. [22]

    В идеальном случае модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако на практике это не возможно, поскольку между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и  «горизонтальный финансовый разрыв», который заключается в неравномерном распределении доходной базы по регионам.

    Вследствие  этого бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

    Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций, т.е. существует равенство доходных и расходных полномочий. Горизонтальная сбалансированность заключается в соответствии доходов расходам бюджетов разных уровней.

    Наиболее  сложной задачей является обеспечение  вертикального выравнивания. Это определяется тем, что даже в случае равенства доходов и расходов бюджетов разных уровней имеют существенные различия в бюджетном положении отдельных регионов, обусловленные различием в уровне экономического развития региона, численность и плотностью населения и др.

    Вертикальное  выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды и кредита. Выравнивание может также осуществляться и за счет предоставления отдельным регионам особого экономического режима.

    Существуют  две основные модели бюджетного федерализма, которые представлены на рисунке 10. [16]

    

    Рисунок 10. Модели бюджетного федерализма

    Первая  характеризуется тем, что региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности; право регионов устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения; система бюджетного выравнивания развита слабо; центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов.

    Кооперативная модель характеризуется широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода; введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам; повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов (дефицит бюджета, наличие долга); ограничением самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствованиях; наличием развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.д.

Таким образом, в основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект Федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах региона.

Хотя  бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки – межбюджетные трансферты, - целью которых являются выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и т.д. [19]

Так межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2008 году составили 1,131,1 млрд. руб.: из них дотации -  407,3 млрд. руб., субсидии – 445,0 млрд. руб., субвенции – 194,0 млрд. руб., иные межбюджетные трансферты  - 85,8 млрд. руб.

В 2009 году межбюджетные трансферты составили 1,175,6 млрд. руб.: из них дотации -  429,8 млрд. руб., субсидии – 379,6 млрд. руб., субвенции  – 288,2 млрд. руб., иные межбюджетные трансферты  - 78,0 млрд. руб. [7]

Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу:

  • разграничения видов расходов и доходов полностью или частично на постоянной основе между уровнями бюджетной системы;
  • распределения между бюджетами разных уровней регулирующих налогов по временным нормативам, утверждаемым на каждый год;
  • перераспределения средств из бюджетов одного уровня в другой, а также между бюджетами того же уровня в разных формах. [12]

    Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций.

    Принципами  межбюджетных отношений являются:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом. [22]

    Система межбюджетных отношений отражает баланс властных полномочий, сложившихся между  федеральными и региональными органами власти. Если федерация является центральной, роль федерального бюджета в ней велика и с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы. Напротив, если баланс складывается в пользу региональных властей, растет значимость субфедеральных бюджетов.

    Таким образом, можно сказать, что роль федерального  бюджета в РФ значительно  высока, поскольку федерация является централизованной и отражает кооперативную  модель бюджетного федерализма.  

    3 Анализ и направление финансово-бюджетной  политики Российской Федерации (РФ) 

    3.1  Основные направления  финансово-бюджетной политики  РФ на 2011 

    (плановый 2012-2013гг) 

    Финансово-бюджетная политика РФ определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законодательстве.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание. В бюджетном послании Президента РФ определяются приоритетные цели, задачи бюджетной политики РФ на очередной финансовый год. [22]

    Бюджетная политика как составная часть  финансовой политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. [4]

    Исходя  из этого, были выделены  следующие задачи:

  • Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. В связи с этим предполагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года. В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
  • Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных и т.п.) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики. В связи с этим, предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями, перейти к долгосрочным планам экономического развития, которые ориентированы и на повторное ухудшение экономической конъюнктуры.
  • Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. Для этого правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу, которой положены программно-целевые принципы деятельности органов, исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.
  • Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций. Как отмечалось в Бюджетном послании Президента, Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства. В ближайшие три года необходимо создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций.
  • Повышение качества человеческого капитала. Для этого, необходимо стремиться к росту научного потенциала страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, привлечения и закрепления в ней молодежи; уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях. [4]

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации