Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

    Политика  экономического роста, как правило, включает укрепление денежной системы через девальвацию (преднамеренное снижение стоимости валюты) национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Так как российский рубль не является конвертируемой валютой, стимулирование экспорта имеет большое значение для снижения внешнего долга российского государства. [22]

    Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать  рост импорта и покрывать возросшие  расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. В итоге девальвация ведет к преимущественному росту накоплений по сравнению с потреблением.

    Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе  экономики, который не коснется сокращения государственных расходов.

    Монетаристы утверждают, что результатом свободного ценообразования являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианисты, напротив, считают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации (неподвижности, не оборачиваемости) оборотных средств. При возрастании спроса производство увеличивается. Всеобщий дефицит товаров и продукции приводит к тому, что расширение производства возможно при налаженных хозяйственных связях. Поэтому необходимо добиться заинтересованности партнеров в поставках сырья, материалов, выполнении работ и оказании взаимных услуг.

    Одной из основных проблем экономики в  кризисном и посткризисном ее состоянии является выбор способа финансирования бюджетного дефицита. От условий финансирования бюджетного дефицита зависит управление денежным оборотом на предприятиях, характер инвестиций. Новые инвестиции можно стимулировать с помощью низких банковских процентов. Чем ниже банковский процент, тем выгоднее операции с ценными бумагами. Оживление торговли ценными бумагами создает благоприятные условия для обеспечения предприятий капиталом. Выпуск ценных бумаг (акций) – это эмиссионная деятельность, и ее активность улучшает состояние денежного оборота. В противоположность этому высокие ставки на долгосрочные ссуды делают более выгодным краткосрочное привлечение средств, покупку предприятиями друг у друга свободных денежных средств. [22]

    Монетаристы считают, что между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения данного негативного явления банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Это сложно из-за того, что, кроме денег, в оборот поступают ценные бумаги, в том числе, облигации, акции, векселя и т.д. Поэтому на практике усилия банка часто оказываются бесперспективными, тем более, что государственные и муниципальные предприятия не могут защищать свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции. [35]

    Кроме контроля за общей массой денег в  обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных  средств, в том числе более  ликвидных.

    Рост  цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше, так как производительность туда не связана с заработной платой, которая растет более высокими темпами. Повышение заработной платы финансирует потребитель, уплачивая за продукцию все возрастающую цену. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек и больше себестоимость. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен. Предприятия должны ощущать конкуренцию, поскольку она устраняет влияние монополистов на уровень цен. [35]

    Многие  страны при формировании финансовой концепции экономического роста  применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развития экономик.

    Таким образом, сторонники рестриктивной финансовой политики уделяют основное внимание регулированию темпов роста денежной массы, сокращению государственных расходов, невмешательству государства в решение основных экономических проблем, а сторонники экспансионистской финансовой политики уделяют первоочередное внимание регулированию цен, налогов, процентных ставок, повышению эффективности и расширению масштабов государственного инвестиционного финансирования. 
 
 
 
 

  1. Государственный бюджет как основной механизм финансовой политики государства

    2.1  Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства 

    Составная часть финансовой политики – это  установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

    Финансовый  механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества. [26]

    Воздействие финансового механизма носит всеобъемлющий характер, поскольку влияет на все сферы и области экономики. Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, действует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития экономики, тем значительнее роль финансового регулирования.

    Финансовое  обеспечение реализуется с помощью  самофинансирования, кредитования и  безвозвратного финансирования. Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

    Влияние финансового механизма на экономику  и социальную сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру  финансового механизма и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижения реального эффекта, с другой – через величину финансовых ресурсов, формируемых хозяйствующими субъектами и государством и направляемых на удовлетворение потребностей общества (государства, его территориальных структур, хозяйствующих субъектов, граждан).

    Финансовый  механизм реализуется в соответствии с финансовой политикой на основе нормативно-правовых актов и федеральных  законов.

    Исполнение  финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами (органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти, например Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и т.д.) [21]

    Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организованно государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового и бюджетного законодательства. [28]

    В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на три группы, которые представлены на рисунке 6.

    

    Рисунок 6. Структура финансового механизма.

    Каждая  группа реализуется через собственные  специфические механизмы:

  • государственные финансы – через механизмы формирования бюджета и формирования и функционирования внебюджетных фондов;
  • страховой механизм  - через механизмы формирования ресурсов за счет поступлений страховых взносов;
  • финансовый механизм предприятий, использует такие формы, как кредиты, лизинг (использование ресурсов, например трудовых, в наем), ценные бумаги. [27]

    Например, в рамках формирования бюджета предусматривается  предоставление бюджетной помощи бюджетам другого уровня в виде дотаций, субвенций, субсидий.

    Кроме того, структура финансового механизма может быть и другой, например, в зависимости от государственного устройства. Так структура финансового механизма федеративного государства состоит из следующих компонентов, которые представлены на рисунке 7.

    

    Рисунок 7. Структура финансового механизма федеративного государства 

    Все составляющие финансового механизма  являются частью единого целого и  в тоже время функционируют достаточно самостоятельно. В этой связи возникает  необходимость постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования. [14]

    Изменение соответствующих элементов финансового  механизма в зависимости от условий  экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

    Количественное  воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства.

    В зависимости от изменений соотношения  объема  финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества его научно-технический потенциал. [20]

    Качественное  воздействие финансового механизма связанно с использованием таких методов формирования и направлений исполнения финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом, например, снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм. [18]

    Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов.

    Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

  • Объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, социальную защиту и благосостояние населения;
  • Соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В настоящее время с развитием рыночных отношений используется механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: бюджетный механизм характеризуется использованием новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля, налоговый механизм способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики;
  • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
  • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, из взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации. [20]

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации