Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

    Соблюдение  указанных требований к организации  и реализации финансового механизма  является залогом его успешного  использования в ходе управления финансами на централизованном и  децентрализованном уровнях. 
 
 

       2.2  Элементы, типы финансового механизма и основные инструменты финансовой политики 

    Как было сказано выше, финансовая политика реализуется через финансовый механизм, который представляет собой совокупность форм организации финансовых отношений, с помощью которых обеспечивается формирование и использование финансовых ресурсов в соответствии с целями и задачами финансовой политики. Соответственно в составе финансового механизма можно выделить две составные части: механизм формирования финансовых ресурсов и механизм использования финансовых ресурсов (рис. 8) [12]

    

    Рисунок 8. Схема финансового механизма 

    Механизм  формирования включает следующие  элементы: определение источников, форм финансовых ресурсов, пропорции их мобилизации. Например, на макроэкономическом уровне в качестве источника финансовых ресурсов могут выступать доходы граждан и организаций, средства могут изыматься в бюджет в виде налогов или неналоговых платежей (например, в советское время в условиях административно-командной экономики доходы организаций изымались в бюджет в виде неналоговых платежей: плата за фонды, отчисления свободного остатка прибыли, а в России в условиях рыночной экономики -  в виде налога на имущество организаций, налога на прибыль). При этом нормативными правовыми актами устанавливаются пропорции изъятия средств в бюджеты бюджетной системы страны (в виде ставок налогов, арендной платы и т.д.). Организации в зависимости от специфики деятельности определяют состав и структуру источников и видов финансовых ресурсов, при установлении цены на товар (работы, услуги) формируют пропорции формирования прибыли.

    В составе механизма использования  финансовых ресурсов выделяют следующие  элементы: определение направлений, форм и пропорций использования финансовых ресурсов. Направления использования финансовых ресурсов выбираются в соответствии с приоритетами финансовой политики, формы и пропорции при этом должны обеспечить максимальный эффект при расходовании средств. [22]

    Кроме данного состава финансового механизма и его элементов, различные авторы включают разные элементы. Так, по мнению И.Т. Балабанова, финансовый механизм включает: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое и нормативное обеспечение. В.М. Родионова выделяет качественные элементы финансового механизма (формы, методы и виды организации финансовых отношений) и количественные параметры каждого элемента (ставки налогов, нормы амортизации, объемы фондов денежных средств). Маркина в состав финансового механизма включает  следующие элементы:

  • вид организации финансовых отношений;
  • форма организации финансовых отношений;
  • методы формирования и использования финансовых ресурсов;
  • управление финансами. [12]

    Вид организации финансовых отношений является исходным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. На практике в сфере государственных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов – на финансирование соответствующих отраслей экономики, на реализацию целевых программ, содержание аппарата управления и т.д.

    Под формой организации  финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий их реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступлений средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (дотации, субвенции и т.д.). при формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемыми нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и т.д. [20]

    Методами  организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. К финансовым методам относятся: налогообложение, страхование, кредитование. Например, метод кредитования используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (бюджету другого уровня) и связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. Налоговый метод  подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. Страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. При этом, сформированные страховые фонды позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность государства и отдельных субъектов хозяйствования. [11]

    Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. [28]

    Экономические интересы на практике находят выражение в таких экономических категориях, как прибыль, бюджет, фонды и др. В данном случае эти экономические категории выступают как конкретные инструменты управления в системе финансового механизма, выступая в качестве финансовых рычагов. [11]

    В свою очередь, финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий (см. рисунок 9) [25]

    

    Рисунок 9. Виды финансового механизма 

    Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

    В этом случае государством детально разрабатывается  вся система организации финансовых отношений. Данный механизм распространяется и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятия).

    Регулирующий  финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

    В этом случае государство устанавливает  общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие самостоятельно определяет направления их использования. [24]

    Основными инструментами финансовой политики являются:

  • разграничение прямого и косвенного налогообложения;
  • управление государственными расходами;
  • управление дефицитом бюджета. [14]

    Для выполнения государственных задач власти должны осуществлять определенные расходы. Для осуществления расходов им необходимы доходы. Основную часть бюджетных доходов составляют налоговые поступления.

    Разграничение прямого и косвенного налогообложения представляет собой введение и конкретизацию прямых и косвенных налогов и применяется для смещения налогового бремени в сторону определенной группы налогоплательщиков.

    Управление  государственными расходами связано и зависит от роли государства в экономике. В плановой экономике государство является главным собственником средств производства и воздействует на экономические процессы путем прямого вмешательства. В условиях рынка государство использует косвенные (экономические) методы регулирования экономики, изменение которых требует изменения системы государственных расходов (а именно их состава и объема) и перестройки бюджетного механизма.

    Государственные расходы имеют большое значение для экономики, так как средства направляются на ее структурную перестройку, увеличение научно-технического потенциала, модернизацию и техническое переоснащение предприятий, на проведение природоохранных мероприятий, распространение экологически чистых технологий. [22]

    Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Он может быть вызван разными причинами:

  • осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику;
  • чрезвычайными событиями (война, стихийные бедствия, катастрофы).

    Под управлением дефицитом бюджета понимается поиск источников его финансирования.

    Источниками дефицита бюджета являются: эмиссия денег, внешнее финансирование, внутреннее финансирование, невыполнение государством своих обязательств перед бюджетной сферой и неоплата государственных заказов.

    Эмиссия денег является самым доступным, но инфляционным источником финансирования дефицита бюджета.

    Внешнее финансирование означает кредиты и займы на внешних рынках. Это достаточно удобный источник, однако обслуживание внешнего государственного долга является серьезным бременем для экономики.

    Внутреннее  финансирование означает займы на внутреннем рынке, то есть у своих граждан и предприятий. Государственные займы осуществляются посредством размещения государственных ценных бумаг.

    Невыполнение государством своих обязательств перед бюджетной сферой и неоплата выполненных государственных заказов — является неофициальным, непопулярным, но широко используемым.

    Сокращение  разрыва между расходами и доходами можно достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов. Данный источник финансирования дефицита бюджета как раз связан с сокращением государственных расходов. Правительство перестает выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, социальные пособия. Остаются неоплаченными выполненные предприятиями государственные заказы. [14] 
 

      2.3 Сущность бюджета и бюджетной политики, бюджетный федерализм и межбюджетные отношения 

    Согласно  Бюджетному кодексу РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [10]

    С помощью бюджета государство  осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики.

    Бюджет  как система экономических отношений  имеет две взаимосвязанные составляющие. Это отношения по поводу образования  бюджетного фонда за счет различных  видов доходов и по поводу его  использования в форме бюджетных  расходов.

    Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, формирующиеся за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.)

    Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, являющиеся финансовым обеспечением деятельности государства по исполнению его экономических функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. [22]

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации