Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценить эффективность расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, используя новейшие отечественные и зарубежные исследования по сходной проблематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………......7
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания

юридических лиц…………………………………………………………………7
Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.......15
Программа и методика проведения анализа эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц………………………………...….34

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………...38

2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК»……………………………….....38

2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах………………………………………...43

2.2.1. Анализ источников финансовых ресурсов банка.………………………45

2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка………………………52

2.2.3.Анализ финансовых результатов деятельности банка

за 2007-2009 годы……………………………………………………………...58

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК»….……..64

3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»…………………………………………………….………...64

3.2. Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»……………………….…………….…71

3.2.1. Основные результаты исследования.……………………………………71

3.2.2. Пути повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ банк»………………………………………...90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……...93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………..…………………………..95

Работа содержит 1 файл

Анализ деятельности ОАО МДМ Банк.doc

— 954.00 Кб (Скачать)
  1. «Менеджер - не просто продавец услуг, а лицо, отвечающее за успешное взаимодействие банка и клиента»
  2. «Более успешному развитию взаимоотношений мешает – отсутствие статуса, отсутствие полномочий по принятию решений, недостаточная информированность».
  3. «Клиентскому менеджеру достаточно один раз в год обновлять знания по основным банковским продуктам/ услугам. Изменения по условиям предоставления банковских услуг достаточно доводить на технических учебах»
  4. «Наиболее эффективны были бы «месячники продаж» - когда усиленно совместно с бизнес- подразделением продается определенная услуга (например, программы кредитования сотрудников предприятий на жилье); есть возможность глубже узнать услугу».
  5. «Сотрудники бизнес - подразделений всегда информируют менеджера о самостоятельных контактах с клиентом».

2-й этап  исследования. Опрос крупных и  значимых клиентов о качестве  обслуживания:

    1. Определение степени удовлетворенности клиентов от обслуживания в «МДМ» банке и параметров, влияющих на качество обслуживания;
    2. Определение восприятия клиентами существующей в настоящее время системы обслуживания, и их пожеланий по ее совершенствованию, в т.ч. относительно роли и статуса клиентских менеджеров;
    3. Определить необходимость и степень развития неформальных взаимоотношений сотрудников клиента и банка.

Метод проведения: Опрос согласно анкете

Время проведения: Апрель 2011 г.

Место проведения:  республика Марий Эл

Объем выборки: по факту составил 100 крупных и значимых клиентов банка (при 95% доверительной вероятности, доверительный интервал составляет 4,1%)

    В рамках 2 этапа проверяются следующие гипотезы:

  1. «Статус менеджера не важен – важна способность решения проблем клиента»
  2. «Клиент выбирает маленький банк, в котором на переговоры приезжает управляющий банком, а не большой банк, где переговоры ведутся на уровне закрепленного персонального менеджера. Оптимально раз в год проводить переговоры высшего руководства банка и клиента для определения стратегии развития, а дальше дело специалистов. В экстренных случаях клиенту необходимо иметь возможность оперативной встречи с руководством банка»;
  3. «Лояльность клиента повышается при проведении совместных корпоративных мероприятий».
 
 
 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК».

2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК».

Название: Открытое акционерное общество "МДМ Банк"

Регистрационный номер: 323

Дата  внесения в КГР:  25.06.1990

Основной  государственный регистрационный  номер: 1025400001571 (14.11.2002)

БИК: 045004821

Адрес фактический: 630004, г. Новосибирск, улица Ленина, 18 

Дата  согласования последней редакции устава: 24.08.2009, из них cогласованные изменения в уставe 29.12.2010

Уставный  капитал:  3 924 979 016,00 руб., дата изменения величины уставного капитала: 06.08.2009

Лицензия  на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов  от 06.08.2009 
Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 06.08.2009

Участвует в системе страхования вкладов

     ОАО «МДМ-банк» ведет свою историю  с сентября 1993 года, когда на базе уже существующей сети валютно-обменных пунктов была создана Финансово-кредитная компания «Банковское учреждение - Бюро МДМ». Но официальной датой основания «МДМ-банк» принято считать 17 декабря 1993 года – именно тогда он получил свою первую банковскую лицензию и свое название «Московский Деловой Мир». Принятая в 2006 году стратегия определила на следующие несколько лет главные принципы развития «МДМ Банк»: универсальность, узнаваемость, расширение филиальной сети и оптимизация инфраструктуры. Стратегия предусматривает дальнейшее развитие банка как универсальной кредитной организации, существенное усиление его позиций в Москве и в регионах, а также сосредоточение ресурсов на приоритетных для банка сегментах рынка – розничных клиентах и предприятиях малого бизнеса, при условии оптимизации затрат и бизнес-процессов.

     Основная  задача ОАО «МДМ-банк» – стать ведущим российским частным кредитным учреждением, выступающим в качестве лучшего финансового партнера для своей клиентской аудитории. Для достижения этой цели у банка есть все необходимое – компетентное руководство, квалифицированный персонал, высокие стандарты корпоративного управления, развитая сеть точек продаж, широкий спектр услуг, качественный сервис, репутация стабильного и надежного финансового института.

     3  декабря 2008 года крупнейшие акционеры  ОАО «МДМ-банк» и ОАО «УРСА-банк» объявили о решении объединить свои доли в банковский холдинг. В результате рыночного, дружественного и равноправного слияния при полной поддержке акционеров будет создан ведущий частный универсальный банк России, выгодно отличающийся от конкурентов по размеру капитала, масштабам бизнеса и широкому присутствию в регионах.

     ОАО «МДМ-банк» является универсальным  банком, активно развивающим как  работу с розничными клиентами, так  и услуги для корпоративного сектора. В соответствии с лицензией ЦБ РФ на осуществление банковских операций ОАО «МДМ-банк» вправе осуществлять следующие банковские операции:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  2. размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
  5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  6. купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

     МДМ Банк сегодня — это динамичный финансовый институт, активно участвующий в развитии экономики и финансовой системы страны.  В основе долгосрочной стратегии МДМ Банка лежит клиентская модель развития бизнеса. Принципы клиентоориентированности и стремление достичь превосходного знания клиентов дают менеджерам банка возможность эффективно управлять рисками и формировать условия для долгосрочного взаимовыгодного партнерства.

     Банку присвоены одни из самых высоких кредитных рейтинговсреди российских частных банков: Standard & Poor’s (B+), Fitch Ratings (BB) и Moody’s (Ba2). В марте 2010 года журнал Global Finance назвал МДМ Банк победителем среди российских банков в номинации «Лучший банк на развивающихся рынках Центральной и Восточной Европы». 

     Важное  внимание стоит уделить структуре акционеров и организационная деятельности. [7]   В состав акционеров ОАО «МДМ-банк» входят иностранные инвесторы. 17,58% акций банка принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития, 6,37% - германской корпорации, 4,25% управляется швейцарским инвестиционным банком.[48]

       Руководство дополнительным офисом банка осуществляется управляющим, который имеет в своем подчинении заместителя и главного бухгалтера. Это наглядно показывает рисунок 1.

 

Рис. 1 «Организация управления дополнительного офиса  банка».

     Рассмотрим  основные функции структурных отделов  банка.

  1. Юридический отдел:

1.1.  Правовое обеспечение деятельности дополнительного офиса банка

1.2.   Защита прав и интересов ДО банка

1.3.   Юридическая экспертиза распорядительных и нормативных документов, договоров, кредитных заявок.

  1. Кредитный отдел:

2.1. Оценка кредитоспособности заемщиков

    1. Формирование кредитных заявок
    2. Мониторинг финансового состояния заемщиков и соблюдения заемщиками условий заключенных кредитных договоров
    3. Осуществление кредитных операций (коммерческое кредитование)
    4. Сопровождение кредитного риска
  1. Отдел финансового анализа и планирования:

3.1.   Разработка финансовых планов и подготовка отчетов об их исполнении

3.2.   Разработка бизнес-планов, ТЭО, расчетов окупаемости проектов

3.3.   Осуществление текущего контроля исполнения утвержденных финансовых планов

3.4.   Методологическая работа по совершенствованию управленческого учета.

  1. Отдел учета и отчетности:

4.1.  Ведение внутреннего учета, оформление, сопровождение и контроль банковских операций (осуществление функций бэк-офиса)

4.2. Формирование бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности.

  1. Отдел валютных операций:

5.1.   Сопровождение валютных контрактов

5.2.   Обеспечение филиала наличной иностранной валютой

5.3.   Операции с драгоценными металлами.

  1. Операционный отдел:

6.1.  Расчетное обслуживание юридических лиц

6.2.  Ведение счетов Лоро и Ностро

6.3.  Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц

6.4.  Предоставление в аренду сейфовых ячеек.

     7. Кассовый отдел:

1.      ведение кассовых операций

 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах.

     Основным  содержанием данной главы является выполнение финансового анализа  деятельности коммерческого банка  на основе его публикуемой отчетности. Эта информация дает возможность выполнять достаточно детальный анализ баланса коммерческого банка и оценку финансовых результатов его деятельности. [49]

     В настоящее время в соответствии с Указанием Банка России от 20.01.2009 г. № 2172-У «Об опубликовании и  представлении информации о деятельности кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп» опубликованию кредитными организациями подлежат: ежегодно-годовой отчет, составленный в соответствии с Указанием Банка России от 8.10.2008 г. № 2089-У «О порядке составления кредитными организациями годового отчета». В состав этого отчета, согласно Указанию № 2089-У входят:

  1. бухгалтерский баланс (публикуемая форма), составляемый в соответствии с Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1376-У (код формы 0409806, с. 416)
  2. отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма, Указание № 1376-У, код формы 0409807, с. 423);
  3. отчет о движении денежных средств (публикуемая форма, Указание № 1376-У, код формы 0409814, с. 440);
  4. аудиторское заключение по годовому отчету.

     В годовом отчете все активы и обязательства  отражаются в миллионах рублей. Активы и обязательства в иностранной валюте отражаются в миллионах рублей по официальному курсу ЦБ РФ на отчетную дату.

     Для анализа банка требуется сопоставить  имеющуюся информацию в сопоставимый вид, который отражается в таблице  1.

 
 

Таблица 1

Исходная  информация для анализа баланса ОАО «МДМ Банк»      

банка за 2006-2009гг. по публикуемой форме отчета (млн. руб.)

NN Наименование  статей бухгалтерского баланса 01.01.2008  
01.01.2009
 
01.01.2010
I Активы 
1 Денежные  средства 6 162 12 169 19073
2 Средства  кредитных организаций в Центральном  банке Российской Федерации 15 339 23 002 15810
2.1 Обязательные  резервы 3 883 414 2 304
3 Средства  в кредитных организациях 38 249 13 009 8 724
4 Чистые  вложения в ценные бумаги, оцениваемые  по справедливой стоимости через прибыль или убыток 10 237 4 828 2375
5 Чистая  ссудная задолженность 185 520 219 823 279 617
6 Чистые  вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии  для продажи 14 680 19 824 41 974
6.1 Инвестиции  в дочерние и зависимые организации 1 269 1 429 2825
7 Чистые  вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 0 1 781 3680
8 Основные  средства, нематериальные активы и  материальные запасы 3 942 7 714 14 481
9 Прочие  активы 4 429 13 137 17 435
10 Всего активов 278 561 313 510 403 174
II Пассивы 
11 Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 0 35 000 0
12 Средства  кредитных организаций 92 796 90 853 61350
13 Средства  клиентов (некредитных организаций) 129 001 135 102 238 307
13.1 Вклады  физических лиц 19 060 29 921 90 142
14 Выпущенные  долговые обязательства 17 752 6 064 34 222
15 Прочие  обязательства 3 952 4 577 9 063
16 Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным  потерям и по операциям с резидентами офшорных зон 819 1 590 820
17 Всего обязательств 244 322 273 188 343 764

Информация о работе Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»