Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценить эффективность расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, используя новейшие отечественные и зарубежные исследования по сходной проблематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………......7
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания

юридических лиц…………………………………………………………………7
Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.......15
Программа и методика проведения анализа эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц………………………………...….34

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………...38

2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК»……………………………….....38

2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах………………………………………...43

2.2.1. Анализ источников финансовых ресурсов банка.………………………45

2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка………………………52

2.2.3.Анализ финансовых результатов деятельности банка

за 2007-2009 годы……………………………………………………………...58

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК»….……..64

3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»…………………………………………………….………...64

3.2. Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»……………………….…………….…71

3.2.1. Основные результаты исследования.……………………………………71

3.2.2. Пути повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ банк»………………………………………...90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……...93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………..…………………………..95

Работа содержит 1 файл

Анализ деятельности ОАО МДМ Банк.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

     Все поступившие в течение операционного  дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены  на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день. Если деньги приняты от клиентов в вечернюю кассу в послеоперационное время, то они зачисляются на соответствующие счета клиентов кредитной организации не позднее следующего рабочего дня.

     Выдачу  наличных денег кредитные организации  осуществляют на основании чеков, а сотрудникам банка – на основании расходных кассовых ордеров.

     Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдает кассовым работникам расходных касс под отчет необходимую  сумму денег под расписку в  книге учета принятых и выданных ценностей 0402124.

     При получении наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному  работнику, который после соответствующей  проверки и оформления записывает сумму  чека в кассовый журнал по расходу  и выдает лицу, получающему деньги,   контрольную марку от денежного чека для предъявления в кассу. Кассовый работник проверяет реквизиты чека, сопоставляет номер контрольной марки с номерами чека и выдает деньги клиенту.

    В конце операционного дня кассовый работник на основании приходных, расходных кассовых документов составляет отчетную справку 0402112. Указанные в отчетной справке 0402112 суммы по приходу, расходу сверяются кассовым работником с соответствующими записями в кассовых журналах по приходу 0401704, кассовых журналах по расходу 0401705 и заверяются подписями бухгалтерских работников.

     По  окончании сверки кассовый работник сдает имеющиеся у него наличные деньги вместе с приходными и расходными документами,  заявления о размене  наличных денег и отчетную справку 0402112 заведующему кассой с проставлением подписи заведующим кассой в книге учета принятых и выданных ценностей 0402124.

          Правила ведения бухгалтерского  учета в банке предусматривают,  что организация расходных кассовых  операций должна исключать возможность:

  1. оплаты неправильно оформленных документов, чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующих заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;
  2. поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих операционных работников и контролера банка;
  3. внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

     Инкассация  и доставка наличных денег и других ценностей может проводиться  самой кредитной организацией или  на договорных началах специализированными службами инкассации, имеющими лицензии Банка России на проведение этих операций.

     Руководитель  подразделения инкассации банка  несет ответственность за организацию  доставки ценностей, создание условий, обеспечивающих сохранность перевозимых ценностей и безопасность бригады инкассаторов.

     Подкрепление  денежной наличностью своих филиалов и операционных касс вне кассового  узла коммерческий банк проводит на основании  их заявок. На денежную наличность и  другие ценности, отправляемые через инкассаторов, составляются отдельные описи в трех экземплярах, заверенные подписью заведующего кассой и печатью. Первый экземпляр описи отправляется получателю, второй остается в банке-отправителе, третий после выполнения задания передается подразделению инкассации. Затем денежная наличность и другие ценности упаковываются в сумки и опломбируются под контролем заведующего кассой. В приеме денег и ценностей старший бригады инкассаторов расписывается в расходной ордере и на втором экземпляре описи.

     Инкассация денежной выручки клиентов осуществляется на основании заключенных договоров. В подразделении инкассации для работы с клиентами ведется список организаций, обслуживаемых инкассаторами.

     Каждой  организации, с которой заключен договор на инкассацию, в зависимости от объема выручки выдаются инкассаторские сумки с порядковыми номерами, в которых затем выручка сдается инкассаторам. Они проверяют целостность упаковки, четкость оттисков пломбиров, содержащих номер и сокращенное наименование организации или ее фирменный знак, расписываются в препроводительных ведомостях и ставят инкассаторский штамп.

     Кассир  инкассируемой организации к  каждой сдаваемой инкассаторам сумке  с денежной наличностью выписывает препроводительную ведомость в  трех экземплярах. Первый экземпляр вкладывается в сумку вместе с выручкой и служит основанием для оприходования денег заведующему кассой. Второй экземпляр (накладная) выдается на руки инкассатору при передаче ему сумки. После пересчета и зачисления денег на счет клиента этот экземпляр отсылается ему в подтверждение принятой суммы. Третий экземпляр с распиской инкассатора в приеме сумки остается в инкассируемой организации.            

     При получении сумки с выручкой инкассатор банка предъявляет удостоверение  личности с фотокарточкой, доверенность, а также явочную карточку на сбор выручки у данной организации и одновременно возвращает порожние сумки. Сумки с выручкой, накладные к ним и явочные карточки бригадир инкассаторов в присутствии всей бригады сдает в кредитную организацию.

     При предъявлении инкассаторами в кредитную организацию дефектных сумок с денежной наличностью или другими ценностями (сомнительность пломбы, отрыв пломбы от шпагата, повреждение сумки или замка и др.), при несоответствии в накладной сумм, проставленных цифрами и прописью, а также в случае расхождения сумм, указанных в накладной и в явочной карточке, кассовый работник в присутствии операционного работника и инкассаторов, предъявивших такие сумки, вскрывает их и пересчитывает находящиеся в них деньги и ценности.

      При выявлении излишка, недостачи  в сумке с наличными деньгами, принимаемой:

  1. от организации - составляется акт вскрытия сумки и пересчета вложенных наличных денег, предусмотренный в ведомости к сумке 0402300, накладной к сумке 0402300 и квитанции к сумке 0402300. Организации выдается квитанция к сумке 0402300 с проставленным оттиском штампа кассы и оформленным актом вскрытия сумки и пересчета вложенных наличных денег;
  2. от инкассаторских работников - составляется в произвольной форме акт пересчета наличных денег  в трех экземплярах.

       Акт пересчета подписывается  лицами, осуществлявшими пересчет  наличных денег и присутствовавшими  при пересчете наличных денег.  Первый экземпляр акта пересчета  передается кассовым работником  контролирующему работнику или  контролирующим работником заведующему кассой, второй экземпляр акта пересчета направляется организации, третий экземпляр акта пересчета передается инкассаторским работникам.

       По окончании приема сумок  с наличными деньгами кассовый, контролирующий работник сверяет фактическое количество принятых сумок с количеством, указанным в журнале 0402301. При приеме сумок с наличными деньгами от инкассаторских работников кассовый, контролирующий работник вместе с одним или несколькими инкассаторскими работниками подписывают два экземпляра журнала 0402301. Инкассаторским работникам передается второй экземпляр журнала 0402301.

       После этого обороты по приходу  и расходу наличных денег записываются  в книгу учета денежной наличности  и других ценностей и в ней  выводится остаток денежной наличности в операционной кассе кредитной организации, а также остаток других ценностей на начало следующего дня, которые заверяются подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.   Обороты и остатки по книге учета денежной наличности и других ценностей должны соответствовать оборотам и остаткам денежной наличности по балансовым счетам.

       Для улучшения и ускорения кассового обслуживания в банковской практике внедрены современные системы электронных банковских услуг с использованием пластиковых карт и банкоматов, что позволяет снизить трудоемкость кассовых операций и повысить их надежность.

     Правила о расторжении договора банковского  счета установлены ст.859 ГК РФ, согласно которой такой договор расторгается по заявлению клиента в любое время. Законом не предусмотрено возможности ограничения права клиента на расторжение договора. Поэтому при наличии в договоре банковского счета условия, ограничивающего право клиента на расторжение договора в зависимости от факта невозвращения банкуполученного кредита или по каким-либо другим причинам, арбитражным судам необходимо расценивать такие условия как ничтожные (ст.180 ГК РФ).

     Важно учитывать, что наличие заявления  клиента о перечислении указанной  суммы само по себе не может служить  достаточным доказательством расторжения договора. В случае же получения банком заявления клиента о закрытии счета договор банковского счета следует считать расторгнутым, если иное не следует из указанного заявления. По смыслу п.1 ст.859 ГК РФ договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении.

     Банк  может быть инициатором расторжения  договора в следующих случаях:

  1. когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
  2. при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее 7 дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.[35]

 
 
    1. Программа и методика проведения анализа эффективности  расчетно-кассового обслуживания юридических  лиц.
 

     Коммерческие  банки являются ключевыми проводниками платежных услуг. Они привлекают и обслуживают клиентов, осуществляют прием и первичную обработку клиентских платежных документов, маршрутизируют платежи по каналам различных видов и подвидов платежных систем, проводят платежи по счетам клиентов и предоставляют клиентам выписки по счетам.

     Коммерческие  банки также осуществляют операции по приему и выдаче наличных традиционным образом через кассы или с  применением специальной электронной техники, осуществляют инкассацию наличных.

     Как правило, эффективность расчетно - кассового обслуживания проверяется путем анкетирования и интервьюирования непосредственно клиентов того или иного банка.

     Цель  исследования: определение уровня развития института клиентских менеджеров в  банке и его оценка клиентами.

     Исследование  осуществляется в 2 этапа:

1-й этап исследования. Интервьюирование клиентских и персональных менеджеров:

    1. Определение восприятия менеджерами своей роли по работе с клиентами;
    2. Выявление проблем, мешающих менеджерам более эффективно взаимодействовать с клиентами, в т.ч.:
        • выявление причин неэффективных затрат рабочего времени;
        • определение проблем, возникающих при сборе «внутренней» и внешней информации;
    3. Оценка уровня компетентности и информированности менеджера об услугах банка и происходящих изменениях;

Формирование  предложений по повышению эффективности работы менеджеров

    1. Определение восприятия менеджерами своей роли по работе с клиентами;
    2. Выявление проблем, мешающих менеджерам более эффективно взаимодействовать с клиентами, в т.ч.:
        • выявление причин неэффективных затрат рабочего времени;
        • определение проблем, возникающих при сборе «внутренней» и внешней информации;
    3. Оценка уровня компетентности и информированности менеджера об услугах банка и происходящих изменениях;
    4. Формирование предложений по повышению эффективности работы менеджеров

Метод проведения: углубленное интервью согласно сценария

Время проведения: Апрель 2011 г.

Место проведения: республика Марий Эл

Объем выборки: 5 персональных/клиентских менеджеров

     В рамках 1 этапа проверяются следующие  гипотезы:

Информация о работе Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»