Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценить эффективность расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, используя новейшие отечественные и зарубежные исследования по сходной проблематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………......7
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания

юридических лиц…………………………………………………………………7
Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.......15
Программа и методика проведения анализа эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц………………………………...….34

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………...38

2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК»……………………………….....38

2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах………………………………………...43

2.2.1. Анализ источников финансовых ресурсов банка.………………………45

2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка………………………52

2.2.3.Анализ финансовых результатов деятельности банка

за 2007-2009 годы……………………………………………………………...58

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК»….……..64

3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»…………………………………………………….………...64

3.2. Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»……………………….…………….…71

3.2.1. Основные результаты исследования.……………………………………71

3.2.2. Пути повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ банк»………………………………………...90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……...93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………..…………………………..95

Работа содержит 1 файл

Анализ деятельности ОАО МДМ Банк.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

     Юридические лица, независимо от форм собственности, могут открывать в коммерческих банках расчётные или текущие счета. Расчётные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом. владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.[1]

     Текущие счета в настоящее время открываются  организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета открываются  общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству. [6]

     В соответствии с названным договором  банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям клиента.

     Клиент  соответственно обязуется: соблюдать  требования действующих нормативных  актов, регулирующих порядок осуществления  расчетных и кассовых операций; хранить  все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы, необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; предварительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также, в обязательном порядке, об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учредительных документов).

     Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них (Приложение 2 «Тарифы по платным банковским услугам»). В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в процентах от суммы дебетового оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы выдаваемой наличности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за стабильный минимальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента. [10]

     В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность  обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал; за нарушение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т. п.

     В договоре фиксируются размеры штрафов  за каждое из перечисленных нарушений  как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются  порядок разрешения споров, срок его  действия и особые или дополнительные условия. [5]

     Безналичные расчёты – это расчёты, осуществляемые посредством перечисления по счетам в кредитных учреждениях (со счёта плательщика на счёт получателя) и путём зачёта взаимных требований. Безналичные расчёты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в максимально короткие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала, оборачиваемости средств.

     В процессе безналичных расчётов возникают  отношения, создающие условия для взаимного контроля поставщика и покупателя за выполнением хозяйственных договоров, предупреждения неплатежей, а со стороны банка – проверки соблюдения установленных правил расчётов в интересах их участников и законности совершённых расчётных операций. Основу системы безналичных расчётов составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчётно-денежная документация.

     Развитие  рыночных отношений в экономике  потребовало изменения основ  системы безналичных расчетов, в  том числе принципов их организации.[3]

     Первый  принцип безналичных расчетов в  рыночных условиях хозяйствования состоит  в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Названный принцип безналичных  расчетов характеризуется тем, что  все расчеты предприятий и организаций проводятся через учреждения банков. Важно подчеркнуть, что данный принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четкое законодательное разграничение сфер наличного и безналичного денежного оборота.

     Второй  принцип безналичных расчетов заключается  в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников.

     Третий  принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В Положении «О безналичных расчетах» от 03 октября 2002 г. видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в данном положении.

     Однако  следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа. Принцип срочности платежа  означает осуществление расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных  в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т. д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежа, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.[11]

     Срочный платеж может совершаться:

  1. до начала торговой операции, т. е. до отгрузки товаров или оказания услуг поставщиком (авансовый платеж);
  2. немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;
  3. через определенный срок после завершения торговой операции на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

     На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.

     Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения договорного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу.

     Просроченные  платежи возникают при отсутствии денежных средств у плательщика  и невозможности получить банковский или коммерческий кредит при наступлении  намеченного срока платежа.

     Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа  предполагает для соблюдения срочности  платежа наличие у плательщика  или его гаранта ликвидных  средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.[12]

     Оперативная обеспеченность определяет наличие  у плательщика или его гаранта  достаточной для платежа суммы  ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера).

     Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации о платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

     Все принципы расчетов тесно связаны  и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.

     Итак, можно сформулировать следующее  определение. Безналичные расчеты  – это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных  документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.[13]

     Организатором безналичных расчетов в Российской Федерации, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России – орган, координирующий, регулирующий и лицензирующий организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной системы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению  клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление расчетов приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.

     Правовой  базой, регламентирующей в настоящее  время общие подходы к организации  безналичных расчетов в хозяйстве  и единый документооборот в банках, являются:

  1. Гражданский кодекс РФ, часть II, гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»;
  2. ФЗ РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, гл.XII;
  3. ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» (№ 395-ФЗ от 02 декабря 1990 г.), ст. 30 «Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй», ст. 31 «Осуществление расчетов кредитной организацией»;
  4. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П.[1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.
 

     Организация расчетно- кассового обслуживания включает: заключение договора банковского счета; проведение расчетно - кассовых операций, процедуру закрытия банковского счета.

     Банк  заключает Договор банковского счёта с клиентом, обратившимся с предложением открыть счёт на объявленных банком условиях для счетов данного вида, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

     Порядок заключения, изменения, исполнения и расторжения договор банковского счета регулируется гл.45 ГК РФ. Как и к договору банковского вклада, к правоотношениям, составляющим основу договора банковского счета – применимы нормы публичного права. Так, например, можно выделить Инструкцию ЦБР от 12 октября 2000 г. №93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам"[15].

Информация о работе Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»