Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценить эффективность расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, используя новейшие отечественные и зарубежные исследования по сходной проблематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………......7
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания

юридических лиц…………………………………………………………………7
Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.......15
Программа и методика проведения анализа эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц………………………………...….34

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………...38

2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК»……………………………….....38

2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах………………………………………...43

2.2.1. Анализ источников финансовых ресурсов банка.………………………45

2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка………………………52

2.2.3.Анализ финансовых результатов деятельности банка

за 2007-2009 годы……………………………………………………………...58

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК»….……..64

3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»…………………………………………………….………...64

3.2. Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»……………………….…………….…71

3.2.1. Основные результаты исследования.……………………………………71

3.2.2. Пути повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ банк»………………………………………...90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……...93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………..…………………………..95

Работа содержит 1 файл

Анализ деятельности ОАО МДМ Банк.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

     Выводы: в целом по итогам работы ОАО «МДМ Банк» за 2007-2009-ые годы можно сделать вывод об активном кредитовании банком некредитных организаций, с увеличением объема привлечения из года в год, в то же время банк активно привлекает средства некредитных организаций и выпускает долговые ценные бумаги, что не лучшая политика в сложившихся условиях в экономике страны, в то же время их доля за исследуемый период лишь увеличивалась.

     В отношении ликвидности баланса  можно сделать вывод, что большинство  показателей ниже допустимых значений, что свидетельствует о низкой ликвидности ОАО «МДМ Банк». Большинство показателей за рассматриваемый период снизились, что означает ухудшение ситуации с ликвидностью банка.

     За  рассматриваемый период банк работал  с прибылью с периодическим сокращением  и увеличением данного показателя.

     Максимальное  значение на величину прибыли оказал рост чистых процентных доходов, с максимальной доле в структуре доходов банка, в частности банк активно кредитуя некредитный сектор, получает высокие  процентные доходы (доходность данной операции – не менее 16% за рассматриваемый период). В то же время значителен рост операционных расходов банка, что имеет воздействие на снижение прибыли.

     В целом, банк можно считать работающим эффективно, однако предлагается расширять  сферы направлений работы.

 
 
 
 
 

3.    ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК».

3.1   Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк».

     Любое из отделений ОАО « МДМ Банк»  предлагает предприятиям и организациям весь спектр банковских услуг,  и в частности, расчётно-кассовое обслуживание. При этом банком используются такие преимущества как гибкая тарифная политика, максимально быстрое проведение платежей по России, широкая сеть банков-корреспондентов, использование системы электронного документооборота «Клиент-Сбербанк» и удобный график работы службы инкассации.

     Расчётно-кассовое обслуживание предприятий и организаций  осуществляется Отделом расчётно-кассового  обслуживания юридических лиц банка.

       Банк самостоятельно определяет  продолжительность операционного  дня. Конкретное время начала  и окончания операционного дня  доводится до сведения обслуживаемой  клиентуры. Это время устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное ежедневное оформление поступающих расчётно-платёжных документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

     Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи. Не исполненные документы подкладываются к выписке с отметкой «без исполнения».

     Начальник Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением  и использованием печатей, штампов  и бланков. То есть рабочие места сотрудников отдела  должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к экранам ЭВМ.

     Вся операционно-кассовая работа строится на основе нормативных документов, основным из которых для операционных работников является Регламент работы отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений (ОПЕРУ) по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации.

     Обработанные  за день документы в конце операционного дня формируются в отчёт операционным работником, на которого возложены обязанности составления отчёта за операционный день. Отчёт составляется в целях своевременного контроля за правильностью проведения работниками банка безналичных операций по расчётным и другим счетам организаций. Поэтому данные отчёта должны строго соответствовать фактическому наличию исполненных банком платежных документов за операционный день.

     На  основании Положения ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998г. №14-П экономистом Отдела расчётно-кассового обслуживания юридических лиц производится проверка кассовой дисциплины предприятий. Для этого при открытии счёта и, в последствии - ежегодно клиент представляет в банк «Расчёт на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу, который содержит данные о среднедневной и среднечасовой выручке и расходе наличных денег. Если предприятие является вновь открытым, то представляются данные о предполагаемом обороте наличных денег.

     Банк  может установить периодичность  сдачи выручки (чаще всего используется срок- один раз в несколько дней). Сумма наличных денег, которую клиент может оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена лимитом остатка. Его размер установит «МДМ Банк» банк на основе специального расчета. При необходимости лимит можно пересмотреть. 
Сверх лимита в кассе разрешается хранить деньги для выплаты зарплаты, пособий, командировочных расходов, на оплату товаров. Но и в этом случае превышение лимита не может продолжаться дольше трех рабочих дней (включая день их получения в банке), а для фирм, расположенных в районах Крайнего Севера, - пяти дней. Но при этом банк должен выдать разрешение на что можно расходовать полученную выручку.

     Таким образом, лимит может пересматриваться в течение года при предоставлении его нового расчёта. Если предприятия  имеют структурные подразделения (филиалы), не имеющие самостоятельного баланса, то лимит устанавливается с учётом этих структурных подразделений.

     Представленные  два экземпляра расчёта лимита подписывается  руководителем банка. Один экземпляр  отдаётся клиенту, а другой остаётся в банке в юридическом деле клиента, для того, чтобы экономист, осуществляющий проверку соблюдения предприятием кассовой дисциплины, мог им воспользоваться.

     Для осуществления проверок отделения «МДМ Банк» ежеквартально составляют план проверок, который утверждается управляющим банка. При этом учитывается требования Положения ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998г. №14-П. Так пункт 2.14 предусматривает, что каждое предприятие должно быть проконтролировано банком не реже одного раза в два года.

     Экономист, осуществляющий проверку, изначально выбирает сведения о произведённых  в проверяемом периоде (три последних  месяца) операциях по поступлению  наличных денег в кассу этого  предприятия и их выдаче. Он также  уточняет сумму лимита и установленного права расходования наличных денег из выручки. Сама проверка, как правило, осуществляется с выходом на предприятие. При этом проверяется полнота оприходования денежных средств, полученных в банке (соответствие записи в кассовой книге и данных банка по сумме и срокам – тем же днём) и соблюдение права расходования выручки (если оно установлено) на основании первичных документов. Кроме того, также на основании первичных документов, контролируется соблюдение предельных сумм расчётов наличными, соблюдение лимита остатка кассы, ведение кассовой книги и правильное составление кассовых документов.[36]

     Оформляется  проверка справкой, которая составляется в 2-х экземплярах и отдаётся клиенту на подпись. Один экземпляр возвращается клиентом в банк, другой остаётся у клиента. При наличии нарушений справка составляется в 3-х экземплярах, один из которых банк передаёт в ГНИ. 

     Обслуживание  юридических лиц для ОАО «МДМ банк» не является чем-то новым. Но не секрет, что он проигрывал во многом по сравнению с другими коммерческими банками, например, Сбербанку. Поэтому несколько лет назад банк активно приступил к работе с юридическими лицами в условиях жёсткой конкуренции.  Все эти годы банк шёл по пути развития филиальной сети, обучения персонала, расширения материально-технической базы, внедрения современных технологий.

     Проведённые проверки кассовой дисциплины показывают, что происходит уменьшение расчёта  наличными средствами. Для увеличения расчётов безналичным путём «МДМ Банк» не только в целом работает над совершенствованием системы расчётов, но и в частности успешно предлагает своим клиентам зачисление заработной платы во вклады или на пластиковые карточки, так как это снижает издержки банка на инкассацию крупных сумм денежной наличности. Банк использует технологию автоматизированной обработки расчетных платежных документов «BiPrint». Программно-аппаратный комплекс «BiPrint», который совместим с большинством бухгалтерских программ, позволяет автоматизировать ввод платежных документов в информационную систему Банка, исключает операционные ошибки и значительно снижает время обслуживания Клиента в операционном зале.

     При обслуживании в Банке Клиент имеет возможность постоянно пользоваться консультациями сотрудников Банка по:

  1. порядку совершения банковских операций в рублях и иностранной валюте;
  2. оформлению расчетных и кассовых документов;
  3. обслуживанию внешнеэкономических контрактов;
  4. соблюдению кассовой дисциплины;
  5. возможности использования банковских продуктов банка с учетом особенностей своей деятельности.

     Одним из нововведений является возможность дистанционного обслуживания. Банк предлагает своим клиентам возможность дистанционного управления счетом в Банке через интернет и телефон. Системы дистанционного обслуживания позволяют без необходимости посещения офиса Банка в любое удобное для вас время получать текущую информацию о состоянии счета, а также совершать банковские операции по счету. Использование Банком современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации. Автоматизированные системы дистанционного обслуживания обеспечивают конфиденциальность и надежную защиту информации, передаваемой в ходе электронных расчетов корпоративных клиентов.

       Следует также отметить, «МДМ  Банк» обеспечивает своим клиентам  возможность дистанционно управлять счетами, отправлять в Банк платежные и другие документы, а также получать из Банка выписки по счету и различные информационные сообщения. Защитные технологии обеспечивают полную конфиденциальность и целостность передаваемой по Интернету информации. Для настройки дистанционного документооборота с Банком необходимо установить Систему дистанционного банковского обслуживания. Для защиты информации и генерации ЭЦП используются сертифицированные средства криптографической защиты. Система дистанционного банковского обслуживания предоставляет клиентам МДМ Банка возможность передачи/получения документов/сообщений по следующим услугам:

  1. Обслуживание рублевых/валютных счетов
  2. Дистанционное размещение свободных денежных средств
  3. Валютный контроль
  4. Депозитарное обслуживание
  5. Подтверждение сделок по обезличенным металлическим счетам

     МДМ Банк предоставляет своим клиентам услуги по управлению ликвидностью (Консолидированный баланс). Банк обеспечивает автоматизированный контроль остатков на счетах дочерних компаний и в установленное время автоматически списывает сумму, превышающую пороговое значение, со счетов дочерних компаний на соответствующий счет головной компании.

     Преимущества  использования Системы дистанционного банковского обслуживания:

  1. Экономия  времени и ресурсов: операции по счету проводятся из офиса Компании, без посещения Банка;
  2. Обеспечивается мобильность (для работы требуется только доступ в Интернет и программа для защиты информации, которая может быть установлена на флэшкарту, и программа MS Internet Explorer);
  3. Обеспечивается оперативность получения информации по всем вопросам, в т.ч. по изменению тарифов и обновлению требований к оформлению платежных поручений и других документов;
  4. Система совместима с форматами 1С, SAP; позволяет загружать документы в формате текстового файла с разделителями, выгружать выписки в MS Excel;
  5. Снижение риска потери информации по проведенным операциям: все данные хранятся на сервере Банка. [50]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2.  Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк».

        3.2.1. Основные результаты исследования.

     В результате опросов  по методике, описанной  в п.1.3 дипломного проекта получены следующие результаты:

  1. По результатам  опроса большинство корпоративных  клиентов  (Рис. 2) начали обслуживаться в банке «МДМ» после дефолта 1998 г. и банковского кризиса 2004 г., что с одной стороны говорит о высоком доверии клиентов к банку, как устойчивому и надежному банку с государственным участием, а с другой о высоком уровне конкуренции со стороны коммерческих банков, что значительно сокращает приток новых клиентов в периоды экономической стабильности.

Информация о работе Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»