Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является оценить эффективность расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, используя новейшие отечественные и зарубежные исследования по сходной проблематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3

1. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ…………………………………………………………......7
Сущность и принципы расчетно-кассового обслуживания

юридических лиц…………………………………………………………………7
Организация расчетно- кассового обслуживания юридических лиц.......15
Программа и методика проведения анализа эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц………………………………...….34

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МДМ БАНК»………………………………………...38

2.1 Общие сведения об ОАО «МДМ БАНК»……………………………….....38

2.2. Оценка основных финансово-экономических показателей деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2006-2009 годах………………………………………...43

2.2.1. Анализ источников финансовых ресурсов банка.………………………45

2.2.2. Анализ размещения финансовых ресурсов банка………………………52

2.2.3.Анализ финансовых результатов деятельности банка

за 2007-2009 годы……………………………………………………………...58

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «МДМ БАНК»….……..64

3.1. Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»…………………………………………………….………...64

3.2. Исследование эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»……………………….…………….…71

3.2.1. Основные результаты исследования.……………………………………71

3.2.2. Пути повышения эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ банк»………………………………………...90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……...93

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………..…………………………..95

Работа содержит 1 файл

Анализ деятельности ОАО МДМ Банк.doc

— 954.00 Кб (Скачать)

     Если  стороны договариваются о том, что  банк не будет начислять проценты на остатки денежных средств на счёте клиента, то данное условие в обязательном порядке  предусматривается в дополнительном соглашении к типовому договору. Выписки по счёту выдаются в сроки, указанные в договоре, только самому клиенту в лице руководителя и главного бухгалтера, подписи которых удостоверены в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также его представителю по доверенности (если иное не предусмотрено законом).

     В договор также закрепляются права  и обязанности банка и клиента. Одним из важнейших условий договора является условие о сроках проведения операций по счёту. В договоре банковского счёта устанавливаются конкретные сроки операций по выдаче и перечислении со счёта денежных средств клиента. Зачисление поступивших на счёт клиента денежных средств банк обязан производить не позже дня, следующего за днём поступления в банк соответствующего платёжного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счёта. Согласно договору банк берёт на себя обязательство информировать клиента об изменениях в тарифах и порядке обслуживания. Формы доведения подобной информации до сведения клиента оговариваются в дополнительном соглашении к договору.[45]

     Банк  обязуется сохранять банковскую тайну по операциям, производимым по счёту клиента. Банковская тайна включает в себя и нераспространение сведений о банковском счёте, об операциях по счёту, а также о самом клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом, на основании письменных запросов.

     В соответствии с договором банк вправе отказать клиенту в совершении операций по счёту в случаях:

  1. представления платёжных поручений на проведение банковских операций при отсутствии средств на счёте клиента;
  2. представления в банк ненадлежащим образом оформленных платёжных поручений и иных, необходимых для проведения банковских операций, документов;
  3. нарушения сроков представления расчётных документов (если такие сроки предусмотрены договором или дополнительным соглашением);
  4. не уведомления или несвоевременного уведомления банка о намерении осуществить платёж свыше суммы, предусмотренной договором (если данное условие включено в договор);
  5. в других случаях, предусмотренных договором и не противоречащих действующему законодательству.

     Клиент  вправе получать выписки по счёту; обращаться с письменными запросами в  банк о прохождении платежей; по согласованию с банком изменять лимит остатка кассы.  Клиент имеет право беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счёте, за исключением наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счёту в случаях, предусмотренных  законом. Ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счёту устанавливается по согласованию сторон.

     Договор банковского счёта, за исключением  бюджетных счетов, заключается сроком на один год с момента вступления в силу, и, если по истечении его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор автоматически пролонгируется на следующий срок.

     Договор банковского счёта, за исключением  бюджетных счетов, может быть расторгнут по заявлению клиента в любое время, а по требованию банка в судебном порядке.

     Банк  по согласованию с клиентом устанавливает  минимальный размер остатка денежных средств на счёте клиента, за исключением  бюджетных счетов, а также определяет срок, по истечении которого, в случае отсутствия операций по счёту, банк может в судебном порядке расторгнуть договор банковского счёта. Расторжение договора банковского счёта является основанием закрытия счёта клиента.

     Согласно  Федеральному Закону “О банках и банковской деятельности” клиенты вправе открывать необходимое им количество расчётных и иных счетов в банках. Банк открывает расчётные, текущие, бюджетные и другие счета, осуществляет все виды расчётных и кассовых операций.

     Расчётные счета открываются юридическим  лицам – резидентам по законодательству Российской Федерации, являющимися коммерческими организациями, а также гражданам-предпринимателям, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[31]

     Расчётные счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учёта своих  доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений; осуществления расчётов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним; а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке и др.

     Субрасчётные  счета открываются филиалам и  представительствам коммерческих организаций, расположенным вне места нахождения юридического лица и осуществляющим все или часть его функций (что должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица или в протоколе (решении) о создании филиалов юридическим лицом) на имя самого юридического лица и по его ходатайству. Субрасчётные счета открываются по месту нахождения филиалов (отделений) и представительств. В этом же порядке филиалам (отделениям) и представительствам открываются расчётные счета.

  Временные  счета открываются:

  1. строящемуся предприятию, которое частично введено в эксплуатацию (пусковой комплекс, очередь, этап и т. п.).
  2. учредителям коммерческих организаций: обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ – для зачисления первоначальных взносов, а также унитарного федерального казённого предприятия – для зачисления всего размера уставного капитала.

     Временные расчётные счета учитываются, в  зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, на тех  же балансовых счетах, что и расчётные. На карточке с образцами подписей и оттиска печати ф. 0401026 делается отметка “Временный расчётный счёт”.

     Текущие счета открываются юридическим  лицам – резидентам по законодательству Российской Федерации, являющимся некоммерческими  организациями. Текущие счета предназначены для осуществления расчётных операций в соответствии с целями деятельности, предусмотренными учредительными документами юридического лица, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Ключевую  роль в расчетно- кассовом обслуживании имеют кассовые операции банка – это операции, связанные с инкассацией, приемом, хранением и выдачей наличных денег, иностранной валютой и других ценностей.

          Для комплексного кассового обслуживания  физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации создают кассовый узел, оборудованный в соответствии с требованиями к устройству и технической укрепленности, разработанными Банком России.

     В состав кассового узла входят:

  1. хранилище ценностей;
  2. операционные кассы (приходные, расходные приходно-расходные, вечерние кассы, кассы пересчета);
  3. помещение по приему (выдаче) денег инкассаторам;
  4. кладовая или сейфовая комната;
  5. другие помещения, необходимые для выполнения кассовых операций.

     В целях расширения кассового обслуживания населения кредитные организации  могут открывать соответственно оборудованные операционные кассы  вне кассового узла для совершения операций по приему и выдаче вкладов (в рублях и иностранной валюте), продажи и покупки ценных бумаг, приема коммунальных и других платежей от физических лиц. Операционные кассы вне кассового узла, расположенные в организациях, проводят кроме вышеперечисленных операций выдачу средств на заработную плату и выплаты социального характера, а также и другие операции, на совершение которых у коммерческого банка имеется лицензия. Кредитная организация может устанавливать банкоматы и другие платежно-расчетные терминалы.

     Коммерческие  организации, осуществляющие операции с наличной иностранной валютой, открывают также обменные пункты.

     Руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой – должностные лица, ответственные  за сохранность ценностей, осуществляют контроль за своевременным оприходованием денег, поступивших в кассы кредитной организации, организуют кассовое обслуживание своих клиентов и несут ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

     Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями регламентируется Банком России, осуществляющим эмиссию и регулирование денежного обращения. Основной документ по организации кассовой работы – Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 318-П. На базе этого документа кредитная организация разрабатывает свое Положение о кассовом подразделении и должностные инструкции кассовых работников.

     Обслуживание  кредитных организаций по операциям с денежной наличностью осуществляют расчетно-кассовые центры Банка России, которые для каждой кредитной организации устанавливают минимальный размер денежной наличности (остаток наличных денег по операционной кассе).

     Непосредственно операции с наличными деньгами ведут кассовые и инкассаторские работники кредитной организации, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Они обязаны строго соблюдать порядок ведения кассовых операций, который предусматривает, что операции по приему и выдаче наличных денег могут выполняться только на основании оформленного установленным порядком учетно-операционным работником приходного и расходного кассового документа, причем в обязанности такого работника входит и проверка законности оформления кассовых операций.

     Кассовые  работники приходных и расходных  касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные  документы, а операционные работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, –  образцами подписей кассовых работников указанных касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью кредитной организации.[36]

     Кроме того, операционные работники имеют  карточки с образцами подписей и оттисками печатей клиентов, которые получают наличные деньги со своих счетов.

     Наличные  деньги принимаются от клиентов на основании объявлений на взнос наличными, выдаются на основании чека.

          Прием и выдача денежной наличности  гражданам, а также сотрудникам кредитной организации проводятся по приходным и расходным кассовым ордерам.

     Прием денег за коммунальные, налоговые  и другие платежи проводится по извещениям и квитанциям установленных форм.

     Объявление  на взнос наличными представляет собой комплект документов, состоящих из объявления, ордера, квитанции. Операционный работник проверяет правильность заполнения заявления на взнос наличными, отражает сумму денег в кассовом журнале по приходу и передает его в кассу.

Кассовый  работник подписывает это объявление, квитанцию и ордер к нему, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассовый работник оставляет у себя, ордер к объявлению возвращает операционному работнику для зачисления указанной суммы на счет вносителя наличных денег.

     Правила ведения бухгалтерского учета в  кредитной организации предусматривают, что документооборот по приходным  кассовым операциям должен быть организован  так, чтобы выдача квитанций клиентам на зачисления суммы на их счета проводились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением случаев взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег. При этом документы, подтверждающие взнос во вклад, и (или) банковская книжка выдаются вкладчику только после фактического поступления денег в кассу банка.

     По  окончании операционного дня  прием денег от предприятий осуществляют вечерние кассы. По завершении приема денег кассир и операционист сверяют  денежную наличность с данными кассового журнала и приходных документов, на которых должен стоять оттиск печати «Вечерняя касса», и подписывают кассовый журнал. Поступившие деньги, приходные кассовые документы, кассовый журнал и печать по окончании операций вечерней кассы хранятся в сейфе, находящемся под охраной. Утром следующего дня деньги и приходные кассовые документы сдаются под расписку заведующему кассой. Затем приходные кассовые документы передаются главному бухгалтеру, который после проверки подписывает кассовый журнал и передает его вместе с объявлениями на взнос наличными операционным работникам для отражения по счетам.

Информация о работе Оценка эффективности расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в ОАО «МДМ Банк»