Оценка эффективности финансовой политики предприятия гостиничного бизнеса (на примере гостиницы «Ивушка»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в оценке эффективности финансовой политики предприятия и разработке направлений по её совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие финансовой политики и её сущность;
рассмотреть этапы и принципы финансовой политики предприятия;
изучить методы формирования финансовой политики предприятия;
охарактеризовать деятельность гостиницы «Ивушка»;
провести PEST и SWOT-анализ деятельности гостиницы «Ивушка»;
проанализировать финансовое состояние гостиницы «Ивушка»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансовой политики предприятия;
оценить эффективность предложенных мероприятий в деятельности гостиницы «Ивушка».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия 7
1.1. Сущность и задачи финансовой политики предприятия 7
1.2. Этапы и принципы финансовой политики предприятия 15
1.3. Методы формирования финансовой политики предприятия 23
2. Оценка финансовой политики предприятия на примере гостиницы «Ивушка» 33
2.1. Общая характеристика гостиницы «Ивушка» 33
2.2. PEST и SWOT-анализ деятельности гостиницы «Ивушка» 40
2.3. Анализ финансового состояния гостиницы «Ивушка» 48
3. Основные направления совершенствования финансовой политики гостиницы «Ивушка» 62
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию финансовой политики гостиницы «Ивушка» 62
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий в деятельность гостиницы «Ивушка» 68
Выводы и заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложение 85

Работа содержит 1 файл

Диплом окончательный.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

     4. Принцип заинтересованности в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности - систематическим получением прибыли.

     5. Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Как известно, финансы предприятия выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность - финансовый контроль.

     Различают несколько видов контроля в зависимости  от субъектов, осуществляющих его:

     - общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют органы государственной власти и управления;

     - ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств;

     - независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы.

     6. Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры.

     По  направлению финансовая политика организации  подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика направлена на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешняя финансовая политика направлена на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях и т.п.

     Таким образом, содержание финансовой политики многогранно и состоит из таких этапов как определение стратегических направлений развития, планирование, разработка оптимальной концепции управления, контроль. Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Организация финансовой политики строится на принципах самоокупаемости и самофинансирования, самоуправления или хозяйственной самостоятельности, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности, осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и формирования финансовых резервов.

     1.3. Методы формирования финансовой политики предприятия

 

     К основным методам формирования финансовой политики предприятий относятся:

     1. Анализ финансово-экономического состояния организации.

     2. Разработка учетной и налоговой политики.

     3. Выработка кредитной политики организации.

     4. Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью.

     5. Управление издержками, включая выбор амортизационной политики.

     6. Выбор дивидендной политики.

     Разберем  детальнее некоторые методы.

     Основные компоненты финансово-экономического анализа деятельности организации [10, с. 53]:

  1. Анализ бухгалтерской отчетности. Это - изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа определяется состав имущества организации, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
  2. Горизонтальный анализ. Состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются: простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
  3. Вертикальный анализ. Проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
  4. Трендовый анализ. Основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
  5. Расчет финансовых коэффициентов.

     К основным методам и моделям относятся [10, с. 59]:

  • аналитические (метод процентных изменений);
  • эконометрические (корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование временных рядов и др.);
  • математические (различные модели и методы оптимизации.

     Модели  могут сильно отличаться по сложности, но почти все из них будут включать следующие элементы:

  • прогноз объема продаж;
  • прогнозные отчеты;
  • планирование активов;
  • планирование источников финансирования;
  • регулирующий элемент (переменная) – «пробка»;
  • предположения об экономической среде.

     Наибольшее  распространение получили аналитические  методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключается в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации. В результате такой модели разрабатывается прогнозный баланс, план прибылей и убытков и план движения денежных средств.

     Важным  моментом данного метода является использование  компенсирующей переменной – «клапана» («пробки»). Под ней понимается определенный источник или источник внешнего финансирования, к которым можно прибегнуть в случае недостатка финансовых ресурсов, либо направления использования средств в случае их избытка.

     Например, предприятие с большим количеством  инвестиционных возможностей и ограниченными  денежными потоками может попытаться получить дополнительный собственный или заемный капитал. Другие предприятия с небольшими возможностями роста и значительными притоками денежных средств могут получить излишек и, например, выплатить дополнительные дивиденды. В первом случае компенсирующей переменной является внешнее финансирование, а во втором - дивидендные выплаты.

     План  должен учитывать состояние и  прогноз внешней экономической  среды для выбранного временного горизонта. К наиболее важным предположениям относятся прогнозы значений процентных и налоговых ставок, а также уровень инфляции.

     При использовании метода процентной зависимости  от объема продаж можно рассчитать потребность в дополнительном внешнем  финансировании (EFN) по следующей формуле:

                       (1.3.1)

     где AS- активы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж

     LS – пассивы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж;

     S1 - прогнозируемый объем продаж;

     S0 - фактический объем продаж;

     Int - ставка процентов к уплате;

     t – ставка налога на прибыль;

     PR – коэффициент дивидендных выплат (постоянная величина).

     При этом коэффициент дивидендных выплат (PR), то есть доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов, рассчитывается по формуле:

                                      (1.3.2)

     где EPS – доход на акцию;

     DIV – дивиденд на акцию;

     RR - коэффициент реинвестирования.

     При прочих неизменных условиях, чем выше темпы роста продаж или активов, тем больше будет потребность  во внешнем финансировании.

     В моделях может использоваться предположение, что активы являются фиксированным процентом продаж. Однако данное допущение является во многих случаях неподходящим. Если оборудование предприятия загружено на 100% мощности, тогда наращивание объемов реализации требует увеличения внеоборотных активов. Но на практике часто существует избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.

     Существует  прямая связь между ростом предприятия  и внешним финансированием. Эта  взаимосвязь выражается с помощью  специальных показателей [10, с. 63]:

  • коэффициента внутреннего роста;
  • коэффициента устойчивого роста.

     Коэффициент внутреннего роста – это максимальный темп роста, который предприятие  может достигнуть без внешнего финансирования. Другими словами, предприятие может  обеспечить подобный рост, используя только внутренние источники финансирования.

     Формула для определения коэффициента внутреннего  роста имеет следующий вид:

                                    (1.3.3)

     где ROA - чистая рентабельность активов (Чистая прибыль / Активы);

     RR - коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли.

     Коэффициент устойчивого роста показывает максимальный темп роста, который предприятие  может поддерживать без увеличения финансового рычага. Его значение может быть вычислено по формуле:

                                    (1.3.4)

     где ROE – чистая рентабельность собственного капитала.

     или

                                 (1.3.5)

     где ROS – чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль/Выручка);

     PR – коэффициент выплаты дивидендов;

     D/E – финансовый рычаг (Заемный капитал/Собственный капитал);

     A/S – капиталоемкость (Актив/Выручка).

     Определяющие  факторы роста. В соответствии с  формулой корпорации Дюпон рентабельность собственного капитала ROE может быть разложена на различные компоненты:

    

=
(1.3.6)

     Эта формула устанавливает взаимосвязь  между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми  показателями предприятия: чистой рентабельностью  продаж (ROS), оборачиваемостью активов (TAT) и мультипликатором собственного капитала (equity multiplier, ЕМ).

     Тогда из модели Хиггинса (формулы 1.3.4 или 1.3.5) следует, что все, что увеличивает ROE, будет оказывать аналогичное влияние на значение коэффициента устойчивого роста. Нетрудно заметить, что увеличение коэффициента реинвестирования будет давать такой же эффект.

     Отсюда  следует вывод, что способность  предприятия к устойчивому росту  зависит напрямую от четырех факторов:

  1. Чистая рентабельность продаж (показывает производственную эффективность).
  2. Дивидендная политика (измеряется коэффициентом реинвестирования).
  3. Финансовая политика (измеряется финансовым рычагом).
  4. Оборачиваемость активов (показывает эффективность использования активов).

     При этом если предприятие не желает выпускать  новых акций и ее чистая рентабельность продаж, политика выплаты дивидендов, финансовая политика и оборачиваемость активов неизменны, то существует только один возможный коэффициент роста.

Информация о работе Оценка эффективности финансовой политики предприятия гостиничного бизнеса (на примере гостиницы «Ивушка»)