Оценка эффективности финансовой политики предприятия гостиничного бизнеса (на примере гостиницы «Ивушка»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в оценке эффективности финансовой политики предприятия и разработке направлений по её совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие финансовой политики и её сущность;
рассмотреть этапы и принципы финансовой политики предприятия;
изучить методы формирования финансовой политики предприятия;
охарактеризовать деятельность гостиницы «Ивушка»;
провести PEST и SWOT-анализ деятельности гостиницы «Ивушка»;
проанализировать финансовое состояние гостиницы «Ивушка»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансовой политики предприятия;
оценить эффективность предложенных мероприятий в деятельности гостиницы «Ивушка».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия 7
1.1. Сущность и задачи финансовой политики предприятия 7
1.2. Этапы и принципы финансовой политики предприятия 15
1.3. Методы формирования финансовой политики предприятия 23
2. Оценка финансовой политики предприятия на примере гостиницы «Ивушка» 33
2.1. Общая характеристика гостиницы «Ивушка» 33
2.2. PEST и SWOT-анализ деятельности гостиницы «Ивушка» 40
2.3. Анализ финансового состояния гостиницы «Ивушка» 48
3. Основные направления совершенствования финансовой политики гостиницы «Ивушка» 62
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию финансовой политики гостиницы «Ивушка» 62
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий в деятельность гостиницы «Ивушка» 68
Выводы и заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложение 85

Работа содержит 1 файл

Диплом окончательный.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

     1.2. Этапы и принципы финансовой политики предприятия

 

     Финансовую политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который состоит из последовательных этапов, и включают в себя различные инструменты и механизмы.

     Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие этапы [35, с. 123]:

  1. Определение стратегических направлений развития.
  2. Планирование:
  • стратегическое планирование;
  • оперативное планирование;
  • бюджетное планирование.
  1. Разработка оптимальной концепции управления:
  • управление капиталом;
  • управление активами;
  • управление денежными потоками;
  • управление ценами;
  • управление издержками;
  1. Контроль:
  • проверка выполнения планов;
  • сравнительный анализ;
  • ревизии;
  • аудит.

     Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика касается принятия решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по поводу закупки оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. В противоположность этому в рамках краткосрочной политики решения нацелены на принятие текущих решений на срок до одного года, или период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так краткосрочные финансовые решения принимаются, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

     Финансовая  политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и многовариантность  управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач [35, с. 127]. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы и концентрирует свое внимание на общей картине событий, без детального изучения отдельных компонентов этой политики.

     Краткосрочная финансовая политика связана, главным  образом, с анализом вопросов, оказывающих  влияние на текущие активы и текущие обязательства.

     Разработка  и реализация финансовой политики должны постоянно контролироваться. В этой связи очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

     Финансовая политика выступает в качестве основ процесса управления финансами предприятия. В результате предполагает субъективное и объективное начало в процессе реализации финансовой политики.

     Финансовую  политику предприятия определяют учредители, собственники, так как они в конечном итоге осуществляют финансовое руководство. Однако реализация финансовой политики возможна только через аппарат, или организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, которые подготавливают и реализуют финансовые решения.

     Реализация  финансовой политики на предприятиях осуществляется по-разному. Это зависит  от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а  также масштабов предприятия.

     В качестве субъектов управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекаются внешние эксперты и консультанты.

     В средних предприятиях текущая финансовая деятельность сосредоточена внутри других отделов (бухгалтерия, администрация  и т.д.), серьезные же финансовые решения (инвестирование, финансирование, долгосрочное и среднесрочное распределение  прибыли) принимает генеральная дирекция фирмы.

     В крупных компаниях есть возможность  расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко  дифференцировать полномочия и ответственность  между [35, с. 139]:

  • информационными органами: юридическая, налоговая, бухгалтерская и другие службы;
  • финансовыми органами: финансовый отдел, казначейский отдел, отдел управления ценными бумагами, отдел бюджетирования и т.д.;
  • контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.

     Ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения возлагается, как правило, на финансового директора. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, финансовый директор является лишь советником высшего управленческого персонала.

     На  крупных предприятиях структура  разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в рамках стратегических направлений развития.

     К основным объектам управления можно  отнести следующие направления:

  1. Управление капиталом:
  • определение общей потребности в капитале;
  • оптимизация структуры капитала;
  • минимизация цены капитала;
  • обеспечение эффективного использования капитала;
  1. Дивидендная политика:
  • определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией;
  1. Управление активами:
  • определение потребности в активах;
  • оптимизация состава активов с позиций их эффективного использования;
  • обеспечение ликвидности активов;
  • ускорение цикла оборота активов;
  • выбор эффективных форм и источников финансирования активов.
  1. Управление текущими издержками.
  • СVP – анализ;
  • минимизация издержек;
  • нормирование затрат;
  • оптимизация соотношения постоянных и переменных издержек.
  1. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).
  • формирование входящих и исходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и времени;
  • эффективное использование остатка временно свободных денежных средств [35, с. 136].

     При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия  вынуждено постоянно принимать  управленческие решения из множества  альтернативных направлений. Для того чтобы выбрать наиболее выгодное решение важнейшую роль играет своевременная и точная информация.

     В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпорации, тратят много средств и времени для постоянного обеспечения информационной составляющей своей финансовой политики. Стоимость информации определяется не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на её формирование или разработку, систематизацию, анализ и хранение, на нее также оказывает влияние ее достоверность, своевременность получения и эксклюзивность. В этой связи рыночная стоимость информации не должна восприниматься только как прямая её покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может обойтись предприятию в огромные суммы прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверными управленческими решениями.

     Информационное  обеспечение финансовой политики предприятия  можно разделить на две крупные  категории – формируемое из внешних  источников и внутренних [15, с. 137].

     Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия формируемая из внешних источников:

  1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. К ним относятся:
  • темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;
  • денежные доходы населения;
  • вклады населения в банках;
  • учетная ставка центрального банка и другие.

     Данный  вид информативных показателей  служит основой для проведения анализа  и прогнозирования условий внешней  среды функционирования предприятия  при принятии стратегических решений  в области финансовой деятельности (стратегии развития его активов и капитала, осуществления инвестиционной деятельности, формирования системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

  1. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Здесь содержится такая информация, как: виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т.п.), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках; котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам; официальный курс отдельных валют.

     Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений, вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основывается на периодических публикациях центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.

  1. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов [15, с. 141].

     Система информативных показателей этой группы используется в основном для  принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков: «Банки»; «Страховые компании»; «Поставщики продукции»; «Покупатели продукции»; «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.

  1. Нормативно - регулирующие показатели.

     Система этих показателей учитывается в  процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.

     Организация финансовой политики строится на определенных принципах [15, с. 168].

     1. Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, за счет банковских и коммерческих кредитов.

     2. Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги);самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы.

     3. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы.

Информация о работе Оценка эффективности финансовой политики предприятия гостиничного бизнеса (на примере гостиницы «Ивушка»)