Оценка эффективности финансовой политики предприятия гостиничного бизнеса (на примере гостиницы «Ивушка»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в оценке эффективности финансовой политики предприятия и разработке направлений по её совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие финансовой политики и её сущность;
рассмотреть этапы и принципы финансовой политики предприятия;
изучить методы формирования финансовой политики предприятия;
охарактеризовать деятельность гостиницы «Ивушка»;
провести PEST и SWOT-анализ деятельности гостиницы «Ивушка»;
проанализировать финансовое состояние гостиницы «Ивушка»;
разработать мероприятия по совершенствованию финансовой политики предприятия;
оценить эффективность предложенных мероприятий в деятельности гостиницы «Ивушка».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы оценки финансовой политики предприятия 7
1.1. Сущность и задачи финансовой политики предприятия 7
1.2. Этапы и принципы финансовой политики предприятия 15
1.3. Методы формирования финансовой политики предприятия 23
2. Оценка финансовой политики предприятия на примере гостиницы «Ивушка» 33
2.1. Общая характеристика гостиницы «Ивушка» 33
2.2. PEST и SWOT-анализ деятельности гостиницы «Ивушка» 40
2.3. Анализ финансового состояния гостиницы «Ивушка» 48
3. Основные направления совершенствования финансовой политики гостиницы «Ивушка» 62
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию финансовой политики гостиницы «Ивушка» 62
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий в деятельность гостиницы «Ивушка» 68
Выводы и заключение 75
Список использованной литературы 79
Приложение 85

Работа содержит 1 файл

Диплом окончательный.doc

— 575.00 Кб (Скачать)

     Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:

  • избежать финансовых трудностей и банкротства;
  • выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
  • максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;
  • минимизировать расходы;
  • максимизировать прибыль;
  • максимизировать рыночную стоимость фирмы.

     Приоритетность  той или иной цели по-разному объясняется  в рамках существующих теорий организации  бизнеса (theories of the firm).

     Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию  принадлежать к двум классам [28, с. 48].

     Первый  относится к прибыльности. Эта  цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.

     Вторая  группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска.

     К сожалению, эти два типа целей  в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль. Поэтому нам нужна цель, одновременно включающая оба фактора. Наибольшее распространение в последние годы получила «Теория максимизации богатства акционеров» (Wealth Maximisation Theory). Разрабатывая эту теорию, исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев – прибыль, рентабельность, объем производства и т.д. - не может рассматриваться в качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений финансового характера. Такой критерий должен:

     а) базироваться на прогнозировании доходов  владельцев фирмы;

     б) быть обоснованным, ясным и точным;

     в) быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов (дивидендов).

     Считается, что этим условиям в большей степени  отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е. рыночной стоимости фирмы. Повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом.

     Главной целью финансовой политики является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде [15, с. 36].

     Как правило, эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия.

     Реализация данного критерия на практике также не всегда очевидна.

     Во-первых, он основан на вероятностных оценках  будущих доходов, расходов, денежных поступлений и риска, с ними связанного.

     Во-вторых, не все фирмы имеют однозначно понимаемую финансовыми аналитиками рыночную стоимость, в частности, если фирма не котирует свои акции на бирже, определение ее рыночной стоимости затруднено.

     В-третьих, данный критерий может не срабатывать  в отдельных случаях. В частности, это может иметь место в  фирме с единоличным владельцем или ограниченным их числом, которые могут решиться на рисковое вложение капитала с надеждой на фортуну или получение сверхдивидендов в отдаленной перспективе. Действия, предпринимаемые такими фирмами, могут в определенной степени снизить цену их акций ввиду той степени риска, которая присуща их инвестиционной деятельности.

     В-четвертых, данный критерий не действует, если перед  фирмой ставятся другие задачи, нежели получение максимальной прибыли  для своих владельцев. Например, приоритет отдается благотворительности и другим социальным целям.

     В случае неприменимости критерия максимизации рыночной стоимости фирмы рекомендуется  использовать абсолютные и относительные  показатели прибыли и рентабельности. Необходимо лишь помнить основные недостатки критерия «максимизация прибыли» и основанных на этом критерии производных показателей. В наиболее акцентированном виде они могут быть сформулированы следующим образом:

     - существуют различные виды показателя «прибыль» (прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности финансовых решений;

     - данный критерий не срабатывает, если две альтернативы различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования;

     - критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением.

     Основной  целью создания предприятия является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как в рамках самого предприятия, так и с контрагентами и государством.

     Для реализации главной цели в рамках финансовой политики осуществляется постоянный поиск оптимального соотношения  между стратегическими задачами, основными из которых являются [28, с. 52]:

     - максимизация прибыли;

     - обеспечение финансовой устойчивости.

     Развитие  первого стратегического направления  позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию  стабильность и безопасность, и относится некоторым образом к контролированию риска.

     Разработка  финансовой стратегии подразумевает  определенные этапы:

     - критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

     - обоснование (корректировка) стратегических целей;

     - определение сроков действия финансовой стратегии;

     - конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

     - распределение ответственности за достижение стратегических целей.

     Для обеспечения максимизации прибыли  необходимо решение следующих задач:

     - наращивать объем продаж;

     - эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

     - бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

     - осуществлять контроль над расходами;

     - минимизировать период производственного цикла;

     - оптимизировать величину запасов и др.

     Второе  стратегическое направление подразумевает решение таких задач как: минимизация финансовых рисков; синхронизация денежных потоков; тщательный анализ контрагентов; наличие необходимого остатка денежных средств; финансовый мониторинг и др.

     Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу [28, с. 69]. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от использования заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.

     Для того чтобы финансовая политика приобрела  системный характер стратегические цели необходимо ранжировать путем задания весов. Так, при оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависит и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень его прибыли.

     Приоритетность стратегических целей периодически меняется как в рамках одного предприятия, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на важность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две крупные категории – внутренние и внешние.

     К основным внутренним факторам можно  отнести [35, с. 103]:

     - масштаб предприятия;

     - стадия развития самого предприятия;

     - субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

     Масштаб предприятия играет важную роль. В  малых и средних предприятиях основной упор делается на автономию (самостоятельность), которая занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли и наибольший упор делается на экономическом росте.

     Стадия  развития предприятия также оказывает  существенное влияние на ранжирование его стратегических целей. Понятие цикла жизни позволяет определить различные проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых решений, которые позволят их успешно решить.

     В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на осуществление необходимых инвестиций для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

     В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

     В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

     В период старости, когда происходит замедление роста оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.

     Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного  фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например, крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то, что акционеры напрямую не вовлечены в процесс принятия деловых решений, особенно на ежедневной основе, они остаются верны предприятию пока удовлетворяются их интересы.

     Внешние факторы также оказывают влияние  на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на основные параметры функционирования предприятия [28, с. 73].

     Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения. Разработанная финансовая политика не может быть раз и навсегда определенной и незыблемой. Последние годы показали, насколько фундаментальными могут быть изменения в условиях хозяйствования. Кроме того, стремительные изменения продолжаются и в настоящее время на финансовых рынках, со стороны регулирования государством, в практике управления предприятием. Поэтому финансовая политика должна быть гибкой и учитывать изменения всех интересов и факторов, оказывающих на нее влияние. В этой связи одним из основных принципов финансовой политики является то, что она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.

Информация о работе Оценка эффективности финансовой политики предприятия гостиничного бизнеса (на примере гостиницы «Ивушка»)