Место государственных финансов в системе финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев. В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и основополагающего источника финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

Работа содержит 1 файл

Кусовая финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

      Принцип достоверности бюджета  утверждает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

   Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств. Он требует, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

   Недостаток  бюджета восполняется из стабилизационного  фонда, который обеспечивается нефтегазовыми  доходами России.

   Нефтегазовые  доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения  нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.33

   К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

      Следует обратить внимание, что из всех перечисленных  принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета. Особую роль в современных условиях играет принцип единства в бюджетной системе, так как он призван сохранить целостность бюджетной системы.

      В зарубежных публикациях большое  внимание уделяется принципу прозрачности бюджета (transparency), который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими.

      Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.

      Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой  в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

        Конкретное представление об  источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета и сравнить ситуацию за последние годы. Данные свидетельствуют, что по сравнению с предыдущими годами значительно увеличилась доля налоговых доходов (до 93,7%), а около половины налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет.34

      Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

      Бюджет  субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

      Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

      Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с  различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

      Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации.

      Регионам, в которых сбор федеральных налогов  на одного жителя менее 95 % от среднероссийского  уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального  бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке.

      В настоящее время большинству  регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных  ассигнований.

      Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

      Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

      За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

      Существующая  практика, при которой до 60 % от суммы  налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях), превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.35

      В качестве одной из мер ля решения  вопроса бюджетного обеспечения  местных бюджетов в РФ принят закон  “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ.

      Однако  без закрепления за местными бюджетами  реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных  образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).

      Из  федерального бюджета должны финансироваться  расходы, обеспечивающие общегосударственные  интересы, имеющие общегосударственную  значимость и целесообразность. К  ним относятся:

  • расходы на национальную оборону;
  • на внешнеэкономическую и международную деятельность;
  • обслуживание внешнего и основной части внутреннего государственного долга;
  • финансирование мероприятий по стабилизации экономики, ее структурной перестройке;
  • поддержке отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность государства;
  • финансирование объектов, являющихся национальным достоянием;
  • федеральные целевые программы и др.

          Расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые  выполняются непосредственно на данной территории, – это комплексное  развитие экономики региона, его  благоустройство, обеспечение функционирования отраслей экономики, транспорта, социальной сферы, обслуживающих население данной территории, экологическая деятельность, развитие межрегиональных отношений и др. При этом средства местных бюджетов концентрируются главным образом на обеспечении социальной сферы, жилищного коммунального хозяйства и других отраслей, обслуживающих население данной территории.

          Основополагающими принципами при распределении расходов между бюджетами являются:

          - на федеральном уровне – обеспечение  общегосударственных интересов, государственная значимость расходов;

          - на региональном уровне – соответствие  функциям, выполняемым данным уровнем  управления, территориальная принадлежность, значимость для данной территории;

          - на местном уровне главными  принципами становятся экономическая  целесообразность и территориальная принадлежность.

 

      2.3. Оптимизация бюджетных  расходов в условиях  финансового кризиса

     Распределение бюджетных ресурсов для решения  социально-экономических задач в  сфере государственных и муниципальных  финансов, поиск оптимальных критериев, методик распределения ресурсов между публично-правовыми образованиями или между получателями бюджетных средств в рамках одного публично-правового образования – тематика, которая не теряет свою актуальность от года к году.

         Для государственного или муниципального бюджета дефицит средств является естественным состоянием – потребности традиционно превышают возможности (ресурсы), имеющиеся в распоряжении правительств и администраций. В связи, с чем поиск инструментов, позволяющих выявить в перечне расходов действительно необходимые и «в холостую», никогда не терял, да и не теряет своей актуальности. В условиях финансового кризиса решение данной задачи приобрело особое значение.

   Этапы бюджетных реформ:

     1этап укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета.

     2 этап приведение в соответствие расходных данных обязательств публично- правовых образований с их финансовыми возможностями.

     3 этап – переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности и о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.36

         Последнее десятилетие  для бюджетной системы  страны ознаменовалось  периодом роста  бюджетов, ресурсов бюджетной системы, пик которого пришелся на 2007-2008  гг. Если 90-е годы и начало 2000-х приходило  под девизом выявления и сокращения избыточных затрат (оптимизация сети учреждений, попытки обосновать и ограничить рост затрат путем установления государственных социальных стандартов, избавиться от не финансируемых мандатов), то с середины 2000-х   годов акцент перемещается в сторону поиска способов наиболее эффективного  израсходования тех дополнительных доходов, которые стали поступать в бюджетную  систему страны. Именно середины 2000-х годов на страницах соответствующей периодики, в выступлениях руководителей все чаще  говорится о  необходимости  совершенствования методов и инструментов бюджетного планирования, т.е. распределения бюджетных ресурсов – от сферы межбюджетных отношений до планирования затрат на уровне отдельных бюджетных учреждений.

         Новый финансовый год  приносит дополнительные доходы бюджета, которые могут быть направлены как на дополнительное финансирование уже существующих расходных обязательств, так и на принятие новых обязательств. Поэтому именно на то, как распределить дополнительные доходы, и был направлен новый инструментарий бюджетного планирования, выразившийся в реализации программно-целевых методов бюджетного планирования, в том числе наиболее известных их воплощений – национальные проекты.

         Однако 2009г. сформировал  отличные от существовавших ранее условия  распределение ресурсов бюджетной системы. В новых условиях субъектам бюджетного планирования приходится не распределять дополнительные доходы, а выбирать пути сокращения расходов. И, как показал опыт секвестров бюджетов в 2009 г. Методологически все уровни бюджетной системы оказались  не вполне готовы к оптимизации расходов. Наработанный прежний опыт планово-нормативного бюджетирования, бюджетирования, ориентированного на результат, не мог быть применен в условиях сокращения бюджетных доходов.

Информация о работе Место государственных финансов в системе финансов России