Место государственных финансов в системе финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев. В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и основополагающего источника финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

Работа содержит 1 файл

Кусовая финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)
  • бюджеты
  • внебюджетные фонды
  • государственный и муниципальный кредит (заимствования)

      По  фондовому признаку:

  • бюджеты
  • внебюджетные фонды.

    В составе государственных  финансов можно выделить:

   Государственные финансы на федеральном  уровне – они призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти Российской Федерации.

 Основной  объем финансовых ресурсов концентрируется  в федеральном бюджете и бюджетах  государственных внебюджетных фондов. При  недостатке финансовых  ресурсов органы государственной власти осуществляют государственные заимствования. Фундаментов государственных финансов на федеральном уровне выступает государственная финансовая политика, к основным направлениям которой относятся: 

  • социальная защита населения,
  • поддержка образования,
  • здравоохранения,
  • развитие фундаментальной науки,
  • поддержка инноваций и  инвестиций,
  • обеспечение значимости государства на международной арене и другое.

      Государственные финансы на уровне субъектов РФ. Они предназначены для реализации функций,  закрепленных за органами власти субъектов Российской Федерации.

   Региональные  финансы состоят из бюджетов субъектов  РФ, бюджета территориального фонда  ОМС и региональных заимствований. Особенностью региональных финансов является то, что финансовые отношения локализованы в рамках конкретного региона, при этом для значительной части регионов характерным является финансовая помощь из федерального бюджета. Функционирование финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с целями регионально-финансовой политики. К основным направлениям относятся:

  • обеспечение экономического роста в отраслях региона,
  • социальная поддержка населения, проживающего в данном регионе,
  • поддержка и социально-экономическое выравнивание муниципальных образований, находящихся на территории региона и др.

      Государственные финансы занимают определенное место  и играют определенную роль в общей  системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.6

      В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства — с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

      Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

      Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

      Противоречивое  воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

      Регулирующая  функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

      В системе экономического регулирования  через государственные финансы  важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии.

      Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

      Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационной и инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства.

      Примером  применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

      Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, а также участие государства в со учредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

      Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Можно полагать, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов. Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).7

      В настоящее время большую роль играет и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов. Ядром системы может стать индикативное планирование. Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития». Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п.

      В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

      Контрольная функция государственных финансов — прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.8

      Объектом  контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий. Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

      Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание, его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российской Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, Государственный финансовый контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

      Важный  инструмент этой политики - двухуровневая  система государственного финансового контроля. внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган — счетную палату Российской Федерации.

 внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.9

      Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли.

      Особую  специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др.

      Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем.

      Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов Далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.

      1.2 Звенья государственных  финансов России

В России система государственных финансов состоит из четырех звеньев.

    1. Бюджетная система
    2. Государственные внебюджетные фонды
    3. Финансы государственных предприятий
    4. Управление государственным имуществом.

Далее мы подробно рассмотрим каждое из этих звеньев.

  1. Бюджетная система.

В литературе понятие бюджет рассматривается  в разных аспектах:

  1. Как экономическая категория. Бюджет представляет собой систему денежных отношений возникающих между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и использования денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций и задач. Бюджет – часть системы финансов. Для бюджетных отношений характерно: строгая регламентация; возвратность средств, предоставленных на кредитной основе; двустороннее движение денежных средств за исключением ряда организаций.
  2. В материальном аспекте. Бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, величина которого зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; национальных особенностей и традиций; приоритетов внутренней и внешней политики.
  3. Как правовая категория. Бюджет это основной финансовый план государства, т.е.роспись его доходов и расходов. Бюджет утверждается законодательными органами власти, в форме закона (решения), бюджет обязателен для исполнения.

Информация о работе Место государственных финансов в системе финансов России