Место государственных финансов в системе финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев. В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и основополагающего источника финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

Работа содержит 1 файл

Кусовая финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

      Введение 

      Россия  переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов. Успешное осуществление  экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

      Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

      Актуальность  выбранной для исследования темы заключается в том, что одним  из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать  эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.

      Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев.  В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и  основополагающего источника  финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

 

       Глава 1. Место государственных  финансов в системе  финансов России

      1.1. Общее понятие  о государственных  финансах

      Современная западная экономическая наука рассматривает  государственные финансы с точки  зрения их реального экономического содержания и отражения развития социально-экономических процессов. Теоретические положения, разрабатываемые экономистами западных стран, являются основой их фискальной политики и финансового законодательства.

      Теоретические истоки современной финансовой науки  следует искать в концепциях экономистов XIX - начала XX вв. Анализ основных положений финансовых школ показывает, что они всегда составляли неотъемлемую часть основной

экономической доктрины, которая определялась конкретными  историческими условиями, а также  задачами правительства стран на каждом конкретном этапе развития.

      Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теориях государственных финансов. Первое формируется в рамках либералъно-реформистсикх идей государственного вмешательства в экономику. Второе базируется на неоклассических теориях с уклоном в консерватизм и характеризуется ограничением государственного регулирования и

изменением  его форм.1

      Финансовая  концепция Кейнса исходит из следующих  положений его общей теории:

      1) Все важнейшие проблемы расширенного  воспроизводства следует решать  не с позиций изучения предложения  ресурсов (как это делали его  предшественники), а с позиций  спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

      2) Экономика не может саморегулироваться. В условиях огромного обобществления капитала и труда вмешательство государства неизбежно. Государственное регулирование экономики

должно  заменить (или существенно дополнить) механизм автоматического регулирования  экономики.

      3) Кризисы перепроизводства выступают на поверхности явлений как недостаток потребительского спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин ≪эффективный спрос≫, который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

      4) Введение этого термина позволило  вернуться к анализу макроэкономических  показателей (совокупный общественный  продукт и национальный доход), от которых отказались все  последователи риккардовской школы.  Это позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом.

      5) Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую поли гику возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования. Денежно- кредитному регулированию Кейнс отводил меньшую роль.2

      Теория  государственных финансов стала  рассматриваться как составная  часть теории занятости и доходов, а финансовая политика - как неотъемлемая часть экономической политики. Были определены место и роль отдельных категорий государственных финансов. Кейнс рассматривает государственные расходы в качестве основного инструмента правительственного вмешательства в циклическое развитие экономики и преодоление кризиса.

      Усложнение  хозяйственной жизни, изменение общих условий воспроизводства как результат НТР вынудили западных экономистов искать новые принципы организации государственных финансов и финансовой политики. С середины 50-х годов активизируется научная деятельность представителей неоклассической теории, называемой в западной литературе школой ортодоксов. Её представители стали доказывать, что при исследовании экономического развития нужно выявлять не только

экстенсивные, но и интенсивные факторы роста. Неоклассическая

теория  стала учитывать влияние НГГП на экономический рост. Развитие математических методов экономического исследования и совершенствование электронно-вычислительной техники содействовали созданию двух-, трёх-, и так далее факторных моделей роста, в которых функциям государства придается несколько иное значение.3

      Финансовые  концепции современной неоклассической  школы и её главного направления - неоконсерватизма - базируется на следующих положениях:

      • в центр исследования поставлен  субъективный фактор - поведение ≪экономического человека≫, его побудительные мотивы при определённых общеэкономических и социальных условиях. Поведение ≪экономического человека≫ и его предпочтения основаны на анализе микроэкономических показателей - цены, конкуренции, капитала, прибыли, заработной платы, ренты.

      • На основе идеи свободного предпринимательства  развивается концепция ≪саморегулирования≫ экономики и ограниченного вмешательства государства.

      • Развивается теория факторов производства, согласно которой стоимость продукта создаётся тремя основными производственными факторами.

      В настоящее время можно сказать, что финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.4

      Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы.

      Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

      Основным  финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.

      Финансовые  ресурсы сектора государственного управления формируются главным  образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями  и домашними хозяйствами.

      Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

      Государство осуществляет свои функции не в целях  получения коммерческой выгоды или  прибыли, а для обеспечения коллективного  потребления. В этом плане государственные  финансы отражают взаимоотношения  между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.5

      Структура государственных  финансов включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, а также государственные внебюджетные фонды и аналогичные фонды субъектов Федерации и местных органов власти.

      Масштабы  полномочий каждого уровня управления, выполняемые ими функции предопределяют размеры их доходов, порядок формирования и использования. В зависимости от Конституции основные решения по вопросам формирования доходов и расходования средств могут приниматься на уровне центральных органов власти или на уровне регионов.

      Преобразование  государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.

      В рыночной экономике финансовые средства негосударственного сектора принадлежат  соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансовыми органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.

      Существенную  роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды федерального или местного уровней, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов выступают целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы.

      Наиболее  значимыми являются государственные  внебюджетные фонды России. К ним  относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

      Государственные финансы характеризуются по следующим признакам.

      По  уровню управления:

  • государственные
  • местные

      По  форме собственности:

  • финансы, находящие в федеральной собственности
  • финансы, находящиеся в собственности субъектов РФ.
  • финансы, находящиеся в муниципальной собственности

      По  функциональному признаку:

Информация о работе Место государственных финансов в системе финансов России