Место государственных финансов в системе финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев. В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и основополагающего источника финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

Работа содержит 1 файл

Кусовая финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)
  • образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
  • использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
  • осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом. 22

   Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных. функций.

   Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

      Государственный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

      Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

      Бюджет  выполняет следующие задачи:23

    • перераспределение ВВП;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

      Функции бюджета во многом схожи с функциями  финансов.

      Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию налоговых и неналоговых поступлений в бюджет трех уровней (доходы бюджетов).

      Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.

      Регулирующая  функция - это организация межбюджетных отношений.

      Контрольная функция - проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.

      Особую  роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных  бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.

     Доходы и расходы бюджетов  разных уровней по своим характеристикам  очень разнообразны, именно поэтому  при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

   Действующая с 2004 года бюджетная классификация  утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”24.

      Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

      Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, одновременные и непрерывные стадии: первая - образование доходов бюджета; вторая - использование бюджетных средств (расходы бюджета).

      Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

      Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

        Основным источником формирования  рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты: предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей) и заработная плата работников сферы материального и нематериального производства.

      Доходы  бюджета имеют: общую цель (формирование доходной части бюджета), денежную форму и обезличенность; поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке. Однако у них есть различия по: плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты.

      Доходы  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Кроме того, в бюджет включаются доходы целевых бюджетных фондов.

      Основным  источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость (налоги на прибыль, НДС, акцизы, заработную плату, а также накопления, ссудный процент, рента).

      Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства, либо в процессе перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

      К неналоговым доходам относятся доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
  • иные неналоговые доходы.

      Основными источниками доходов бюджета являются налоговые поступления.

      Кроме отчислений от федерального и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

   Расходы бюджета, являясь важной составной  частью государственных расходов в  целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного  фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой, функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

   Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы и капитальные.

   Функциональная  классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного  централизованного денежного фонда  на выполнение конкретных функций государства25

   Расходы бюджета носят, в основном, безвозвратный  характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджеты ссуды.  В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.

      Когда расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное  сальдо, или дефицит бюджета.

   В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования.

   Оздоровление  бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям: за счет увеличения его доходной базы; на базе реструктуризации расходной части бюджета; путем совершенствования бюджетных процедур.

      При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита. Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

      Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

   Государственный бюджет, являясь для государства  средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

   Как известно, бюджет государства можно  назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы  приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.

   Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

   На  современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП.26

   Таким образом, централизованный фонд государства  в лице бюджета необходим ему  для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.

   Благодаря бюджету государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

   Огромную  роль консолидированный бюджет (см. Приложение 2) играет в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Важную роль расходы бюджета играют в нивелировании социальных последствий расслоения граждан по их материальному достатку, что было вызвано переходом к рыночной экономике.

Информация о работе Место государственных финансов в системе финансов России