Место государственных финансов в системе финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев. В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и основополагающего источника финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

Работа содержит 1 файл

Кусовая финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

   Динамика  бюджетных показателей свидетельствует о том, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства. Следствием этого процесса явился ощутимый бюджетный дефицит, управление которым, особенно после финансового кризиса в России, стало намного труднее. От решения проблемы бюджетного дефицита в настоящее время во многом зависит возможность переходы на устойчивое развитие экономики, решение проблемы обеспечения расширенного воспроизводства и полноценное обеспечение государством своей социально-экономической функции.

      Через бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

      Через государственный бюджет проходит финансирование общегосударственных расходов на оборону  и международную деятельность, на фундаментальные научные исследования, на правоохранительную деятельность, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, мероприятий регионального и местного значения, обеспечение социальной защиты населения и др.

      Бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

      Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям.

      Через бюджет происходит перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей.

      С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность.

      Государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

      Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

      При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

 

       2.2. Принципы бюджетной  системы России

      Финансовая  система РФ в качестве основного звена включает государственный бюджет.

      Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.

      Бюджетное устройство Российской Федерации - это  организация бюджетной системы, принципы ее построения.

      В бюджетную систему Российской Федерации  как самостоятельные части включаются республиканские (федеральные) бюджеты: республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.27

      Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение  бюджетной системы: “основанная  на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.28

      Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

      Бюджетная система Российской Федерации состоит  из трех звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

      Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (83 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

      Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в  унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня - государственный  бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней).

      Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации. Понятия “местные бюджеты”, “бюджеты муниципальных образований”, “бюджеты органов местного самоуправления” рассматриваются как синонимы.

      Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1998 году, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов.

      Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  “консолидированный бюджет”29 - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

      Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ.

      Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах  и расходах региона или Федерации  в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

      Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации: 30

      Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации. Он означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в стране, санкций за нарушения ее бюджетного законодательства. Предусмотрен также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

      Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он предполагает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий расходовать средства за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов и органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности  бюджетов. Утверждает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Это, в свою очередь, предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством. Тем самым обусловливается законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и налоговым законодательством. Отсюда вытекает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования их дефицитов. Принцип самостоятельности гарантирует недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете (речь идет о суммах превышения доходов над расходами бюджетов и суммах экономии по расходам бюджетов). Предусмотрены также недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете. Исключение составляют случаи, связанные с изменением законодательства. 31

      Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

      Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе страны.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по расходам указанных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

      Принцип сбалансированности бюджета. Согласно ему объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.32

      Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств. Он требует, чтобы при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств обязательно исходили из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата, используя определенный бюджетом объем средств.

      Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов нецелевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

      Принцип гласности требует обязательной публикации в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления. Он предполагает также обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Информация о работе Место государственных финансов в системе финансов России