Место государственных финансов в системе финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных звеньев. В особенности бюджетной системы, как главной составляющей и основополагающего источника финансов, для поддержания оптимального развития экономики страны и должного состояния микроэкономических объектов функционирования государства.

Работа содержит 1 файл

Кусовая финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

        Кроме того, материальным источником  внебюджетных фондов, как и других  звеньев финансовой системы, является  национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе  перераспределения национального  дохода.

        Главными методами мобилизации  национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.

        Значительное количество фондов  формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

        Средства бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий  или определенных отчислений  от налоговых доходов. 

      Доходами  внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства.

      В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

      Особенности внебюджетных фондов:

- внебюджетные  фонды планируются органами власти  и управления и имеют строгую целевую направленность;

- денежные  средства внебюджетных фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются,  в основном, за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц; 

- страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на  отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

- денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  РФ или специально уполномоченного  на то органа (правление фонда).

Виды  внебюджетных фондов. Основные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года  постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. 13

   Создание  Фонда решало две важнейшие задачи. Первая – средства пенсионной системы  выводились из государственного бюджета  и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.

      Изначально  ключевой функцией ПФР был сбор страховых  взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

        Финансирование пенсий по государственному  обеспечению производится за  счет средств федерального бюджета  – базовая часть (из сумм  единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет). Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Бюджет  Пенсионного фонда РФ формируется  за счет:

- страховых  взносов; 

- средств  федерального бюджета; 

- сумм  пеней и иных финансовых санкций; 

- доходов  от размещения (инвестирования) временно  свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольных  взносов физических лиц и организаций,  уплачиваемых в качестве страхователей  или застрахованных лиц; 

- иных  источников, не запрещенных законодательством  РФ.

  Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

        Бюджет Пенсионного фонда РФ  составляется на финансовый год  с учетом обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета,  с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

        В соответствии с федеральными  законами Пенсионный фонд назначает  и выплачивает следующие виды  пенсий:

- трудовая  пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) ;

- социальная  пенсия (нетрудоспособным гражданам);

- пенсия  за выслугу лет; 

- пособие  одиноким матерям; 

- пенсия  военнослужащим и членам их  семей; 

- пенсия  пострадавшим в результате радиационных  или техногенных катастроф и  членам их семей. 

        Население государства считается старым, если в его структуре доля людей в возрасте от 65 лет и старше превышает 7%. В России этот показатель равняется 12%. На одного пенсионера приходится всего 1,7 работающих. И выполнение принципа – «сегодняшний» работник содержит «вчерашнего» работника – становится затруднительным. Это привело к необходимости проведения пенсионной реформы. И сегодня она уже набирает обороты.

        Суть пенсионной реформы в  том, что человек сам в течение  всей жизни должен знать и  держать под контролем процесс  формирования его будущей пенсии. Задача пенсионной реформы – достичь роста доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, необходимых для будущих пенсионеров. Новая модель должна полностью учитывать вклад тех, кто больше зарабатывает и за кого отчисляются работодателем страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она основана на установлении трехуровневой пенсии:

- базовая  часть пенсии;

- страховая  часть пенсии;

- накопительная часть пенсии.

В настоящее  время более 39 миллионов пенсионеров получают пенсии по линии Пенсионного фонда. При этом ПФР назначает и выплачивает пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», государственным служащим и др.). 14

      Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение 170 тысячам граждан, проживающих  в 99 государствах.

  • Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом.

   Фонд  социального страхования, как и  Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Фонд  социального страхования образуется за счет:

- страховых  взносов предприятий, учреждений  и организаций, а также иных  хозяйствующих субъектов независимо  от форм собственности; 

- доходов  от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

- добровольных  взносов граждан и юридических  лиц; 

- ассигнований  из республиканского бюджета  РФ на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот лицам,  пострадавшим от радиации, а также  другими целями.

      Бюджет  фонда на 2006 год составляет 212 млрд. руб., проект бюджета на 2007 год предусматривает  сумму 278 млрд. руб. Ожидается, что поступления  в фонд в 2007 год на 67 % сложатся от доходов по обязательному социальному  страхованию, формируемых за счет отчислений (2,9 % от ЕСН), на 18 % — от страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и на 15 % — от субвенций из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.15

      Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.  

  • Фонд обязательного  медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом  «Об обязательном медицинском страховании  граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

     Фонд создается на республиканском  и территориальном уровне. Через  него средства направляются страховым  компаниям, учредителями которых  выступает местная администрация.  Страховые компании могут работать  только при наличии соответствующих  лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

   Средства  Фонда используются на оплату медицинских  услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.  

     ФОМС формируется за счет страховых  взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия,  организации, учреждения независимо  от форм собственности и организационно-правовых  форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

   Контроль  за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную  налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.  

  Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

  1. Финансы государственных предприятий.

   Несмотря  на проводимую во многих странах приватизацию, т. е. передачу государственных предприятий  в частные руки, государственный  сектор в экономике продолжает играть большую роль. Среди государственных  предприятий особо важное значение имеют предприятия металлургической, угольной промышленности, электроэнергетики и ряд других. Во многих странах до 100 % вырабатываемой электроэнергии приходится на государственные электростанции. Даже в США, с их относительно небольшим государственным сектором, 20 % электроэнергии производится государственными предприятиями.16

Информация о работе Место государственных финансов в системе финансов России