Лизинг на примере ОАО «АльянсЛизинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг. Актуальность развития лизинга в Казахстане, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГА
1. 1 Сущность и виды лизинга…………………………..……………………..5
1.2 Лизинг – как вид инвестиционной деятельности…………………………7
1.3 Обзор рынка лизинговых услуг в Казахстане……………………………11

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА И ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬЯНС БАНК»
2.1 Анализ и обзор рынка лизинговых услуг в Республики Казахстан…….18
2.2 История и финансовые показатели ОАО «Альянс Банк»……………...23
2.3 Организация лизинговых операций………………………………………29
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГАВ РК
3.1 Проблемы и пути решения лизинга……………………………………….44
3. 2 Перспективы развития лизинговых отношений…………………………46
3. 3 Совершенствование лизинговых операций ………………………………51
Заключение………………………………………………………………............54
Список используемой литературы…………………………………………….57

Работа содержит 1 файл

лизинг диплом.doc

— 852.50 Кб (Скачать)

1.2 Лизинг – как вид инвестиционной деятельности

 

     Лизинг – это вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель (лизинговая компания) приобретает в собственность указанное Лизингополучателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) имущество у Продавца и предоставляет Лизингополучателю это имущество во временное пользование (с последующим переходом права собственности) для извлечения дохода за определенную плату. Необходимо отметить, что лизинговые компании предоставляют на кредит и не просто финансирование покупки, а целый ряд взаимосвязанных услуг, которые являются непосредственными расходами Лизингодателя.

     В отличие  от банков лизинговая компания  является для клиентов не просто  финансирующей структурой, а бизнес -партнером, совместно с которым  производится оценка потребностей, финансовое планирование , структурирование поставки, и который выступает своего рода гарантом законности и правомерности сделки. Так как договор купли-продажи заключается тройственный – между продавцом, покупателем (Лизингодателем) и Лизингополучателем, - Лизинговая компания пытается включить в него максимальное количество условий по гарантии поставки, исполнению платежей и штрафных санкций, проведению приемки и запуска оборудования, арбитражу. В связи с этим важно привлекать лизинговую компанию с самого начала переговоров.

Неоспоримые преимущества лизинга:

    -Из оборота  не отвлекаются значительные  объемы средств (в среднем первый  авансовый платеж составляет  от 15 до 30 процентов от стоимости  оборудования или иного предмета  лизинга).

    -Лизингополучатель  не несет рисков, связанных с условиями исполнения международного контракта.

    -Вознаграждение  по финансовому лизингу (выплата  процентов) освобождается от обложения  НДС 

    -В случае, если намеченный проект включен в список наиболее приоритетных секторов экономики для привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций, возможно получение налоговых льгот и преференций,  так как понятие «инвестиции» включает в себя предметы лизинга с момента заключение договора.

    -Размер платежей  по лизингу, в отличии от  выплат по кредитам, полностью подлежит исключению из налогооблагаемого дохода Лизингодателя, что дает возможность лизинговым компаниям предлагать более низкие процентные ставки по финансовому лизингу, чем по кредитам.

    -Если приобретаемое  в лизинг оборудование, освобожденного от уплаты НДС на границе.

    Таким образом, лизинг  является уникальным инвестиционным  инструментом, который позволяет  приобрести необходимые средства  производства за счет внешнего  долгосрочного финансирования. При  этом основным обеспечением для лизинговой компании является не залог, а ее право собственности на преданное в лизинг имущество. По окончанию срока лизинга, при условии выплаты всех лизинговых платежей, Лизингополучатель имеет возможность получить право собственности на лизинговое имущество. Так же, как видно из вышеприведенных данных, лизинг имеет существенные налоговые преимущества.

    Как сообщил National Business председатель правления ЗАО «Халык-Лизинг» Эрлан Каржаубаев, компания планирует удвоить лизинговый портфель до 25-30 млн. долларов США.

    Вместе с тем, по  мнению президента «БТА Лизинг»  Ляззат Асабаевой объем лизинговых  сделок может вырасти  в  3 раза и,  возможно это даже  пессимистический прогноз.

    Схожее мнение высказывает  начальник кредитного отдела  департамента АО «Астана-Финанс» Жанар Ниязбекова. Она полагает, что рынок лизинговых услуг в 2006 году возрастет в 2-3 раза, в частности, АО «Астана-Финанс» планирует увеличить лизинговый портфель до 50 млн. долларов США.

    Структура портфеля. Наряду с ростом объемов лизинговых услуг происходят и качественные изменения, в частности, отраслевая дифференциация передаваемого в лизинг имущества. Начала расти доля несельскохозяйственного имущества, в первую очередь, - транспортных средств.    Отраслевая структура лизингополучателей в основном отражает наиболее быстрорастущие отрасли экономики страны. Это строительство, транспорт, сельское хозяйство, пищевая промышленность и добывающие отрасли.

    Вместе с тем, по  данным МФК, в структуре передаваемого  в лизинг  имущества 50% приходится на транспортные средства (автомобили, грузовой и пассажирский транспорт, различная спецтехника «на колесах»). Они являются доминирующим объектом сделок. В рамках большинства отраслевых сделок это отмечают и операторы рынка. В частности, по мнению президента ОАО «Альянс-Лизинг» Алена Искакова, данная тенденция отличается живучестью в силу объективных факторов – быстрая окупаемость, высокая ликвидность, отсутствие особых требований к специалистам по транспортным средствам на фоне высокой стоимости производственного оборудования и услуг по его монтажу и демонтажу. Эти факторы наиболее актуальны  для лизинговых компаний созданных в последние 3 года, поскольку они работают в основном с банковскими кредитными ресурсами. Поэтому доля транспортного имущества в лизинговом портфеле выше у «банковских» лизинговых структур. По оценкам президента «БТА Лизинг» Ляззат Асабаевой, она в среднем составляет 60-70%.

    В то же время другая  группа компаний специализируется  в основном на сельскохозяйственной  технике. Например, по словам начальника кредитного отдела АО «Нур Банк» Каната Садырбекова, в лизинговом портфеле компании более 90% занимает сельскохозяйственная техника, около 5% - оборудование (в основном для строительных компаний). Это обусловлено политикой компании и структурой привлеченных целевых займов. В частности, компания в 2003 году привлекла займы немецкого банка Банкгезельшафт Берлин на общую сумму 8,5 млн. евро для реализации программы лизинга сельскохозяйственной техники.

    Цены и сроки. Ключевыми вопросами для лизингополучателя являются уровень ставок и сроки по лизинговым сделкам. В настоящее время процентные ставки и сроки по лизинговым услугам достаточно сильно варьируют.  По данным Проекта МФК, у государственных компаний ставки составляют 5-7%, а у основной массы – 10-25%. Что касается сроков, то основная масса компаний работает по 3-5-летним  проектам, о соответствует мировой практики), государственная до 7 лет.

    Особого снижения процентных  ставок и удлинения сроков  в этом году, по мнению большинства опрошенных экспертов, ожидать не следует. Возможны снижения ставок в пределах 1-2% и удлинение сроков на 1 год, но это зависит от ряда факторов. Прежде всего, по мнению председателя правления ЗАО «Халык Лизинг» Эрлана Каржаубаева, по ставкам – это обще экономическая ситуация и снижение ставок по кредитам коммерческих банков, а по срокам – возможности привлечения долгосрочных финансовых ресурсов. Играет роль и тот факт, что для оборудования, которое сейчас наиболее востребовано в Казахстане, достаточно 5-6 лет эксплуатации, после чего его необходимо заменять в связи с моральным и физическим износом.

    Кроме того, по словам  президента «БТА Лизинг» Ляззат  Асабаевой, уровень ставок и  сроков определяют источники  финансирования и окупаемость  проектов. В настоящее время компания уже успешно освоила кредиты материнского банка и кредитную линию ЕБРР. Сейчас ведутся переговоры с рядом крупных международных организаций, частными кредиторами. Прорабатываются и такие варианты, как использование кредитов поставщиков оборудования и выход на рынок ценных бумаг.

    Резервы роста. Как отмечают операторы рынка, уже проведена большая работа по формированию оптимальной законодательной базы по лизингу, тем не менее, требуется ее определенная доработка. Прежде всего, большинство экспертов отметили необходимость уменьшения периода амортизации предмета лизинга или применение ускоренной амортизации (предлагается применение коэффициента 3, как в РФ), отнесение лизинговых платежей полностью на вычеты из общего дохода, сокращение налогообложения лизнгодателей-неризедентов. Кроме того, требует уточнение перечень импортируемых  основных средств, ввозимых для передачи в финансовый лизинг и освобождаемый от уплаты НДС, и порядок налогообложения при передачи права требование лизинговых платежей третьему лицу.

     5 этап (январь 2004-2006 гг.) – этап комплексного пересмотра  и совершенствования лизингового  законодательства, а также ожидаемого  «лизингового бума» в Казахстане, когда резко возрастут количество  действующих на рынке лизинговых компаний и лизинговых услуг.

    Согласно прогнозам Международной  Финансовой Корпорации, к середине 2006 года объем новых лизинговых  сделок достигнет порядка 500-550 млн. долларов США, или 4-5% в  общем, объеме инвестиций в  основном капитал число лизингодателей вырастет до 20-23 компаний.

    Кроме того, можно ожидать  опережающего роста лизинговых  услуг в пользу производственно-технологического  оборудования и оборудования  для сферы услуг. Хотя и по  оборудованию для сельского хозяйства  имеется большой нереализованный потенциал. В частности, ежегодная потребность в зерноуборочных комбайнах, по оценкам ОАО «АгромашХолдинг», составляет более 4000 единиц при фактических поставках 1500 комбайнов.

    Все большей проблемой  (особенно в ближайший год)  для лизинговых компаний становится поиск источников финансирования. Это связано с тем, банков-учредителей при существующих пруденциальных нормативах практически исчерпаны. Дело в том, что из 84 млн. долларов США лизинговых кредитов порядка ½ приходится на «дочки банков». Объем ресурсов, которые казахстанские банки могут направить на кредитование своих лизинговых компаний, составляет порядка 100 млн. долларов США (10% от 1млрд. долларов собственного капитала БВУ). Таким образом, ресурсов материнских банков при современных темпов роста лизинговых кредитов хватит примерно на полгода. Конечно, собственный капитал растет быстро, что увеличивает потенциальную ресурсную базу лизинговых компаний, тем немее  он не снимает остроту проблемы. Самым простым  ее решением было бы введение определенных послаблений (вероятно, временного характера) в отношении кредитования банками – учредителями лизинговых компаний.

    Другим возможным  решением станет выход банковского  лизинга на фондовый рынок,  привлечение займов международных  организаций, частных инвесторов, получение кредитов от поставщиков оборудования. По мнению руководителя Проекта по развитию лизинга в Казахстане Амангельды Омарова, решение проблемы вполне реально путем привлечения иностранных инвестиций. В 2005 году уже две лизинговые компании Казахстана получили сумму более 13 млн. долларов США и процентные ставки по лизингу у них ниже, чем ставки по кредитам в банков с аналогичными условиями. С ростом опыта  в сфере лизинга, переходом на МСФО в 2007 году, другие лизинговые компании будут иметь потенциальную возможность выхода на рынок внешнего заимствования.           

 

1.3 Обзор рынка лизинговых  услуг в Казахстане

 

 

    Отечественный лизинг  имеет уже 15-летнию историю  становления и развития. Формирование  лизинговых структур на внутреннем рынке началось со второй половины 1989 года, и в целом здесь можно выделить 5 этапов развития:

    1 этап (1989-1992 гг.) – этап  зарождения лизингового бизнеса  в республики Казахстан. В этот  период были созданы первые  лизинговые компании, а также некоторые коммерческие банки осуществляли в разовом порядке и незначительные по объемам лизинговые операции. В то время сформировались такие лизинговые компании, как; «КРАМДС-Лизинг» (1989 г.), «Казтехлизинг» (февраль 1990 г.), «Инвестлизинг» (февраль 1991г.), «ТехникаЛизинг» (1991 г.), дочерняя фирма КАБ «Туранбанк» - «Туранлизинг» (1991 г.) и другие. Всего к середине 1992 года функционировало порядка 120 коммерческих банков и 20 лизинговых фирм.

     2 этап (1992-1994 гг.) – этап  подавления лизингового бизнеса в результате складывающегося неблагоприятной экономической ситуации. После массовой либерализации и отпуска цен в январе 1992 года, в условиях гиперинфляции и взлета банковских процентных ставок, большинство специализированных фирм прекратило свою деятельность либо перешло на посредничество и торговлю.

    3 этап (1995-2000 гг.) – агарный  или этап возрождения, поворот  к государственной поддержке  и стимулированию лизингового  бизнеса в Казахстане. В это  время разработан и утвержден  ряд нормативно-правых актов, регламентирующих лизинговые операции в аграрном секторе, это обеспечило необходимые условия для развития лизинга, прежде всего, в этом секторе. В частности были созданы: государственный лизинговый фонд при Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан, региональная лизинговая компания «Азия-Лизинг» (апрель 1995 г.), АО «Кен Дала» (ноябрь 1995 г.)  АО «Агро-Лизинг» (декабрь 1995 г.), СП «ЦентрАзияЛизинг» (1997г.), ЗАО «КазАгроФинанс» (ноябрь 1999 года, со 100%-ным участием государства). Подавляющая масса лизинговых операций, осуществлялась, по сути, за счет государственных средств. Здесь можно выделить три основные схемы проектов по закупке:

    -отечественных тракторов  и другой сельскохозяйственной  техники Лизинговым фондом при  Минсельхозе (ежегодно от 600 млн. тенге до 1 млрд. тенге);

    -комбайнов «Нива» и  «Енисей» из России и «Джон  Дир» из США (114,8 млн. долларов  США) за счет средств Госпродкорпорации  и кредитной линии Эксимбанка  США; 

    -технологическое оборудования  для переработки сельскохозяйственной

 продукции из стран СНГ  и дальнего зарубежья за счет  Программного займа Азиатского  Банка Развития  (АБР) Республике  Казахстан (первый транш –  50 млн. долларов США);

    Всего за 1996-2000 годы государство  направило более 4,5 млрд. тенге на проведение лизинговых операций. Государственное участие в лизинговых сделках имело как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это позволяло снизить процентные ставки по лизинговым операциям (12-15% против 36-40% в тот период), с другой снижало качество контроля  (основная часть техники ушла несостоятельным сельхозтоварапроизводителям, зачастую получившим технику под гарантийные письма акимов областей, которые не имели юридической силы). Кроме того, во много негативно влияли расплывчатая и противоречивая нормативно-законодательная база, а также высокие проценты.

Информация о работе Лизинг на примере ОАО «АльянсЛизинг»