Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:23, курс лекций
Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном производстве
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
...
Тема 15. Финансы и инфляция
республиканский бюджет;
местные бюджеты: областей, городов, районов, районные в городах
Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности.
1. Принцип единства означает
степень организационно-
Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления сюда государственного бюджета страны.
2. Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства.
3. Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность определяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на показателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.
4. Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия.
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) - это регламентированная законодательством деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение -функциями Парламента и местных представительных органов -маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе
ветви власти.
Тема 8. Внебюджетные фонды
8.1 Необходимость и сущность внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования. Как экономическая категория внебюджетные фонды являются отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на финансирование целевых потребностей государства.
Возникновение внебюджетных
фондов начиная с 1991 г. диктовалось
потребностями социально-
Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.
Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:
по целевому
признаку - на социальные, экономические,
научно-исследовательские, природоохранные (
по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные).
Следует различать государственные внебюджетные и негосударственные фонды; последние весьма разнообразны по целевому назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например негосударственные накопительные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в том числе и международные фонды.
Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный период являются трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несбалансированы, и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд -необеспеченными.
В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996 г. было признано нецелесообразным в связи с изменением финансовой политики в сторону централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете.
8.2 Национальный фонд Республики Казахстан
Национальный фонд Республики Казахстан создаётся в целях формирования накоплений государства, а также снижения зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Таким образом, фонд выполняет две функции: сберегательную и стабилизационную.
Источники средств и порядок формирования фонда определяются в следующем. В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.
Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утверждёнными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:
корпоративный подоходный налог;
налог на добавленную стоимость;
налог на сверхприбыль, бонусы, роялти;
доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
Порядок зачисления средств в фонд определяется Правительством Республики Казахстан:
Средства фонд расходуются по следующим направлениям:
1) для компенсации
потерь, определяемых как разница
между утвержденными и
2) в виде целевых трансфертов фонда, передаваемых из него в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;
3) на покрытие
расходов, связанных с управлением
фондом и проведением
Тема 9. Государственный кредит и государственный долг
9.1 Сущность и значение государственного кредита
Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - юридические и физические лица.
Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Отношения по государственному кредиту включают в финансовые по следующим основаниям:
1) мобилизуемые путем государственного кредита средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства, направляемые для финансирования разных потребностей - как производственных, так и непроизводственных, равно как стратегических, так и оперативных;
2) расчеты за полученные и предоставленные кредиты, выплаты процентов за них производятся за счет средств бюджетов -центрального (республиканского) при заимствованиях правительства, или местных - при заимствованиях местных органов власти.
Государственный кредит это аккумуляция временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики, социально-экономической инфраструктуры. Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов).
Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный.
Во внутреннем
кредите государственно-
В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти - с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации - с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, - страной-реципиентом.
Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти.
9.2 Формы
и методы государственного
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.
Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, эмитентам, видам доходности.
По срокам погашения различают займы: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы подразделяются на внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. В зависимости от эмитента займы различаются на займы центрального правительства и займы местных органов власти (муниципальные займы). По видам доходности займы могут быть процентными, когда займодержатели получат ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке; выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей).
Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета предусмотренных мероприятий при непоступлении или недостаточном поступлении доходов используется такая форма кредита, как государственные казначейские обязательства (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной) форме сроками на три, шесть, девять, двенадцать месяцев для юридических лиц-коммерческих банков, предприятий, фирм.
Следующая форма государственного кредита - привлечение средств центрального эмиссионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесценением денежной массы в обращении, даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, то есть с учетом действующей нормы ссудного процента: это связано с значительным разовым вливанием денег в экономику, а их изъятие (если таковое состоится) может длиться долго. К этой форме государство прибегает вынужденно при ограничении применения других форм государственного кредита, вызванном разными негативными причинами: кризисными ситуациями, потерей доверия к государственным ценным бумагам, чрезвычайными обстоятельствами.
Международный кредит - это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран. В связи с развитием внешнеэкномических связей все более значительное место в сфере международного кредита занимают международные валютно-кредитные организации: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк МБРР) и его организации - Международная Ассоциация Развития (MAP), Международная финансовая корпорация, Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МИГА), Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), Азиатский Банк Развита я (АБР) и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов.