Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном производстве
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
...
Тема 15. Финансы и инфляция

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Финансы хозяйствующих  субъектов сферы материального  производства составляют основу финансов, они является исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт -основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой  своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения  своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности.

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете  как в экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета.

Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов  имеет два относительно самостоятельных  подзвена:

- финансы хозяйствующих  субъектов сферы материального  производства (реальный сектор);

- финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

В первом подзвене - финансах производственной сферы  решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов.

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяются ее связью с распределением и использованием национального дохода.

 

2.2 Принципы финансовой системы

 

В основу построения финансовой системы положены следующие  принципы:

1. Сочетание  централизма и демократизма в  организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

В предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.

2. Соблюдение  национальных и региональных  интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов.

3. Принцип единства  финансовой системы предопределяется  единой финансовой политикой,  проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах.

4. Принцип функционального  назначения отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство экономики и бюджетного планирования.

Финансовая  система должна постоянно совершенствоваться.

Главной задачей  этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее  социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства.  В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

 

 

 

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм

3.1 Сущность  и значение финансовой политики  и финансового механизма в  социально-экономических процессах

 

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.

Как и экономическая  политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.

Финансовая  политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности.

Финансовая  политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Финансовый  механизм воплощает намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные, адресные, реальные результаты. Поэтому  от финансовой политики и финансового  механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.

Финансовая политика начала периода самостоятельного развития Казахстана отличалась непоследовательностью и противоречивостью.

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние  факторы дестабилизации в постсоветском  пространстве, и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в России.

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в  Казахстане.

Поэтому задачей  финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ.

3.2 Содержание, задачи и принципы финансовой  политики

 

Содержанием финансовой политики государства является планомерная  организация финансов с учетом действия экономических законов и в  соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа  общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики.

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении  таких стадий:

1) разработка  научно обоснованной концепции  развития финансов в стране  на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка  стратегических и тактических  мероприятий финансовой политики  исходя из соответствующих целей  и задач экономической политики;

3) практическое  воплощение намеченных действий  через финансовый механизм с  его реконструкцией или корректировкой  в зависимости от радикальности  экономических

преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение  условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование  финансовых ресурсов между сферами  общественного производства, секторами  национального хозяйства, направление ресурсов на

определенные  цели;

в) выработка  соответствующего финансового механизма  для выполнения намеченных направлений  экономического развития, его постоянное совершенствование.

В программах развития экономики и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики, развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных связей. Основными направлениями являются: поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское, транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).

В соответствии с этими программами финансовая политика и деятельность финансовой системы нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

 

3.3 Содержание и структура финансового механизма

 

Финансы как  специфическая распределительная  категория участвуют в распределении  и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов. Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

Подсистема (часть) финансового механизма   представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и  стимулы, организационную структуру  и правовой режим финансовой системы, организацию управления.

Блок (звено) финансового  механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового  механизма - это простейшая хозяйственная  форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства.

Финансовый  механизм пронизывает все стороны  производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового  механизма можно активно воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов

4.1 Основы  функционирования финансов хозяйствующих  субъектов

Финансы хозяйствующих  субъектов - составная часть единой системы финансов.

Информация о работе Лекции по "Финансам"