Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:23, курс лекций
Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном производстве
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
...
Тема 15. Финансы и инфляция
1) усложнением экономической жизни в результате развития экономики и углубляющимся разделением труда; это приводит к необходимости поддержания эффективной и действенной экономики, правопорядка, расширения юридических услуг со стороны государства;
2) развитие техники и технологии вызывает потребность в больших объемах капитала, который может быть обеспечен акционерными компаниями или государственными корпорациями, обладающими преимуществами перед мелкими фирмами; государство должно участвовать в производствах, где по техническим условиям образуются монополии для регулирования их деятельности;
3) государство
усиливает активность в сферах
образования и здравоохранения,
Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограниченность рыночного хозяйства и необходимость государственного регулирования экономических процессов.
Среди различных фискальных инструментов перераспределение выполняется наиболее непосредственно путем:
1) налогово-трансфертной схемы, которая сочетает прогрессивное налогообложение высоких доходов с субсидированием низкодоходных домашних хозяйств;
2) альтернативно
перераспределение может быть
выполнено путем прогрессивных
налогов, используемых для
3) наконец, перераспределение
может быть достигнуто путем
сочетания налогов на товары,
покупаемые преимущественно
В государственных
финансах выделяются обособленные звенья,
каждое из которых выполняет
В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские, правительственные) и местные (муниципальные).
Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
5.2 Экономическое
назначение государственных дох
Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.
Доходы - сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств.
Посредством финансов
изымается часть доходов
Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Экономическая
природа государственных
Формирование
государственных доходов
К доходам от государственной собственности относятся:
1) доход государственных
предприятий и организаций в
виде валового дохода (прибыли), налога
на добавленную стоимость,
2) доходы от
государственного имущества (
3) доходы от платных
услуг, оказываемых
4) специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий и др.
Классификация государственных доходов позволяет глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.
В зависимости от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:
1) доходов государственных предприятий и организаций;
2) налоговых
поступлений
3) налоговых платежей населения;
4) налоговых
поступлений кооперативных и
коллективных организаций и
5) налоговых
поступлений общественных
В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:
1) на доходы, формируемые в сфере материального производства;
2) доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.
По финансовому содержанию государственные доходы делятся на:
1) налоговые;
2) неналоговые
(средства от
5.3 Система государственных расходов и их классификация
Государственные
расходы представляют собой денежные
издержки, связанные с функционированием
государства. Как экономическая
категория государственные
В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.
Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.
Совокупность всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов.
Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия.
По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.
По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.
Государственные
расходы по отраслевому признаку
в сфере материального
Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств.
Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.
При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищных и других организаций непроизводственной сферы.
Субвенции - форма целевой государственной финансовой помощи на программы и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели; в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.
Субсидии - пособия в денежной или натуральной форме за счет средств бюджета, внебюджетных и специальных фондов на безвозвратное финансирование определенных мероприятий на долевой основе.
Перечисленные формы (в случаях
их нормального осуществления) принимают
вид трансфертного
Тема 6. Налоги и организация налоговой системы
6.1 Понятие налогов и их социально-экономическая сущность
Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
В налогах исторически формировались два принципа распределения налоговой нагрузки (налогового бремени):
1) принцип выгоды (полученных благ);
2) принцип «пожертвований» (платежеспособности).
Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.
Классические принципы рациональной организации налогов были предложены еще А.Смитом. Они сводятся к следующему:
а) налог должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);
б) размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);
в) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);
г) издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).
Использование
этих принципов устраняло произвол
в налогообложении, вносило в
этот процесс регламентацию и
позволяло А.Смиту сделать
Сущность налогов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что с точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов.
1. Исторически
первой является фискальная
2. Перераспределительная
функция налогов состоит в
перераспределении части
3. Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами.