Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном производстве
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
...
Тема 15. Финансы и инфляция

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Государство проводит налоговую политику - систему мероприятий  в области налогов - в соответствии с выработанной экономической политикой  в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.

 

6.2 Налоговая  система

 

Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов  налоговой службы образует налоговую систему государства.

Налоговые системы  могут представлять довольно сложные  модели, поскольку существует множество  налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно  классифицировать по разным принципам:

от объекта  обложения и взаимоотношений плательщика и государства;

по использованию;

от органа, взимающего налог;

по экономическому признаку.

По первому  признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся  налоги, которые устанавливаются  непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.

Косвенные налоги взимаются опосредственно - через  цены товаров, услуг (налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие  налоги поступают государству и  при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, ранее используемые для формирования дорожного фонда).

В зависимости  от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим  признакам объекта различаются  налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Существует  четыре способа взимания налогов  в зависимости от способов учета  и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у  источника получения дохода, по патенту.

Используются  два метода налогового учета:

1) кассовый;

2) метод начислений.

 

6.3 Организация  взимания налогов

 

Организация налогообложения  сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего  формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения, способы действия.

К элементам  налогообложения относятся: субъект, носитель, источник налога, единица  обложения, налоговая ставка, квота, налоговый оклад, налоговые льготы, сроки и порядок уплаты, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, контроль за уплатой налогов, санкции за нарушение налогового законодательства.

Субъект налога (налогоплательщик) - это физическое или юридическое лицо, на которое  законом возложена обязанность  уплачивать налог.

Носители налогов - физические лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое  бремя, то есть граждане государства.

Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (товарно-материальные ценности), которые являются основой налогообложения (с которых исчисляется налог). Объектом обложения является также передача имущества, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, хозяйственный оборот и.т.д.

Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета (1 тенге, 1 гектар, 1 метр, единица измерения  товара и др.)

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы; она характеризует норму налогового обложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

По методу построения ставки налогов бывают твердые и  процентные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме  к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяются при обложении реальными налогами -земельным, имущественным).

Процентные  ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные  ставки устанавливаются в виде единого  процента независимо от размера объекта налога; прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом  с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством. К налоговым льготам относятся:

необлагаемый  минимум - наименьшая часть объекта  налога, полностью освобождаемая  от обложения;

Льготный период - время, в течение которого действуют  установленные законом льготы по налогам.

Период обложения (налоговый период) - период времени, по окончании которого определяется база и исчисляется сумма налогов  и других обязательных платежей в  бюджет.

Права и обязанности  налогоплательщиков и налоговых  органов регулируются налоговым законодательством, органов власти и управления.

Контроль за правильностью взимания налогов  и других обязательных платежей осуществляется государственной налоговой службой  по месту нахождения плательщиков или  по месту их деятельности. Задачи, компетенция, порядок деятельности налоговых органов и их должностных лиц, ответственность за нарушение прав и интересов плательщиков определяются законодательством государства.

К налогоплательщикам, нарушающим налоговое законодательство, применяются санкции в виде взысканий сумм, скрытых ими, заниженных доходов; штрафов в долевом или кратком размере в зависимости от тяжести нарушения; пени за просрочку платежей в бюджет.

 

Тема 7.  Государственный бюджет

7.1 Экономическая  сущность и роль государственного  бюджета

 

Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Его существование в  качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Государство нуждается в централизованных средствах; для финансирования приоритетных отраслей.

Государственный бюджет, как особая часть стоимостного распределения государственный  бюджет выполняет специфическое  общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей.

Государственный бюджет как специфическая сфера  стоимостного распределения характеризуется  следующими чертами:

1) представляет  особую экономическую форму распределительных  отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены  для перераспределения стоимости  между отраслями национального  хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую  стадию стоимостного распределения,  которая непосредственно не связана  с движением общественного продукта  в его товарной форме и осуществляется  в известном отрыве от нее,  в то время как в материальном  производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Как экономическая  категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государством и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства а его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом - распределительную и контрольную.

Бюджет воздействует на экономику через бюджетный  механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния  на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию  в следующих составляющих:

- как относительно  самостоятельная экономическая  категория;

- как централизованный  фонд денежных средств государства;

- как инструмент  воздействия на экономику (через  бюджетный механизм);

- как основной  финансовый план государства;

- как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества

 

7.2 Структура  государственного бюджета

 

Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и  структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной  классификации и включает семь частей:

I. Доходы.

II. Полученные  официальные трансферты (гранты).

III. Погашение  кредитов, выданных из бюджета.

IV. Расходы.

V. Кредитование.

VI. Дефицита (профицита)  бюджета.

VII. Финансирование (дефицита (использование профицита)  бюджета).

Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.

Экономическая классификация  расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

 

7.3 Бюджетная  система и бюджетное устройство

 

Бюджетная система  представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетное устройство - это принципы построения бюджетной  системы, организационные формы  взаимосвязи ее звеньев.

Состав бюджетной системы  определяется национально-государственным устройством страны. Возможны федеративное и унитарное устройство государства: в первом случае применяется трехзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет (союзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов федерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. Во втором случае применяется двухзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет и местные бюджеты.

В состав бюджетной системы  Республики Казахстан входят:

Информация о работе Лекции по "Финансам"