Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:23, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном производстве
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
...
Тема 15. Финансы и инфляция

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Использование производных ценных бумаг обусловлено  определенными потребностями: страхованием (хеджированием) финансовых и ценовых рисков, повышением ликвидности, снижением стоимости заимствований, получением доступа к необходимому рынку.

13.3 Участники рынка ценных бумаг

Участниками рынка  ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы и инвестиционные посредники. Они формируют структуру данного рынка

Эмитентом называется юридическое лицо, государственный  орган или орган местной администрации, выпускающий (эмитирующий) ценные бумаги и несущий обязательства по ним  перед владельцами ценных бумаг.

Инвесторы - юридические  лица или граждане, в том числе  и иностранные, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Инвесторы обладают временно свободными денежными средствами и  заинтересованы во вложении этих средств  и ликвидные и высокодоходные ценные бумаги; в составе инвесторов важное место отводится институциональным инвесторам - инвестиционным фондам, инвестиционным банкам, негосударственным пенсионным фондам, страховым компаниям и другим фондам специального назначения, у которых по характеру их деятельности накапливаются значительные денежные средства.

Инвестиционные  посредники рынка ценных бумаг -специализированные организации, обеспечивающие продвижение  ценных бумаг от эмитентов к инвесторам как при первичной эмиссии ценных бумаг, так и при их перепродаже - инвестиционные фонды, коммерческие фондовые биржи, брокерские и дилерские конторы, консалтинговые фирмы, специализированные организации по хранению ценных бумаг, ведению реестра держателей ценных бумаг, взаиморасчетам по операциям с ценными бумагами (депозитарии, кастодиумы, клиринговые организации, независимые реестродержатели).

Некоторых участников рынка ценных бумаг определяют как  инвестиционные институты, то есть это  юридические лица, в том числе  и банки, выступающие как инвесторы и посредники: инвестиционные фонды, инвестиционные компании, коммерческие банки, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты.

Существуют  три модели рынка ценных бумаг  в зависимости от характера финансовых посредников: небанковская, банковская и смешанная. В Казахстане используется смешанная модель, когда посредниками на рынке ценных бумаг выступают как небанковские компании, так и банки.

В Казахстане, с  внедрением и развитием новой  пенсионной системы, сформировались и  новые институциональные участники финансового рынка - накопительные пенсионные фонды (государственный и негосударственные) и компании по управлению пенсионными активами (КУПА). Они аккумулируют значительные денежные ресурсы в виде пенсионных взносов и перераспределяют их путём покупки ценных бумаг государства, корпораций, банков, других финансово-кредитных учреждений. Их роль в финансировании реального сектора экономики будет возрастать по мере расширения эмиссии корпоративных ценных бумаг.

Развитию высокоорганизованного финансового рынка способствуют организации профессиональных участников рынка ценных бумаг- ассоциаций и объединений.

Рынок ценных бумаг  функционирует в двух основных формах: первичный рынок, на котором происходит мобилизация капиталов посредством  продажи ценных бумаг, - первичное их размещение и вторичный рынок, на котором обращаются ранее эмитированные ценные бумаги. Вторичный рынок состоит из двух частей: организованного рынка, представленного фондовой биржей, и неорганизованного (внебиржевого) рынка. В отличие от организованного рынка во внебиржевом обороте нет единого центра для осуществления операций, сделки проводятся дилерами и брокерами в их офисах. Операции на организованном рынке строго регламентированы, а на неорганизованном - проводятся по менее жестким правилам, в основном по ценным бумагам новых компаний и корпораций, чьи параметры не соответствуют критериям, предъявляемым для регистрации на бирже. Однако это не снимает ответственности с участников внебиржевого рынка за недобросовестность проводимых операции.

Фондовая биржа  — это организация, исключительным предметом деятельности которой  является обеспечение необходимых  условий нормального обращения  ценных бумаг, определения их рыночных цен и распространение информации о них.  Фондовая биржа является организатором вторичного рынка ценных бумаг. Внебиржевой рынок охватывает, как правило, лишь новые выпуски ценных бумаг. На нем действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов, прежде всего коммерческих банков. На внебиржевом рынке в большей части размещаются облигации. На бирже, наоборот, котируются (устанавливается курс) старые выпуски ценных бумаг, в основном акции акционерных обществ.

 

 

Тема 14. Финансы в системе внешнеэкономических  связей

14.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических  лиц с аналогичными зарубежными  участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях. Значительную роль и место в этих отношениях занимают финансы, как категория синтезирующая обязательные, вынужденные, необходимые отношения через формирование и использование финансовых ресурсов и фондов у соответствующих названных отношений

К внешнеэкономическим  связям относятся:

1) внешняя торговля  которая включает экспорт и  импорт;

2) иностранное  инвестирование: совместное предпринимательство,  в том числе долевое участие в имуществе юридических лиц через акции и другие ценные бумаги, концессии - приобретение имущественных прав на использование природных ресурсов, разных объектов, находящихся в государственной собственности, для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории страны, аренда собственности;

3) участие страны  в международных финансово-кредитных  организациях; с этой формой внешнеэкономической  деятельности связано предоставление  иностранных кредитов и займов  и производятся взносы в международные финансовые и другие организации;

4) сотрудничество  в области науки, техники, культуры, туризма;

5) проведение  расчетов по содержанию посольств,  консульств и другого персонала  за границей.

Своеобразную  деятельность представляет формирование специальных экономических зон - специально выделенных территорий с  особым правовым и экономическим  режимом, создаваемых с целью  привлечения иностранного капитала, прогрессивных зарубежных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития региона.

Для нормального  осуществления внешнеэкономической  деятельности необходима развитая внешнеэкономическая  инфраструктура. В этих целях созданы  органы управления внешними связями  в структуре Правительства и других органах государства.

 

14.2 Формы  и методы регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности включает разнообразные  формы и методы. Основными формами  регулирования являются:

1) финансирование  внешнеэкономической деятельности;

2) налогообложение;

3) инвестирование;

4) внешнее заимствование;

5) внешняя задолженность;

6) субсидирование  экспорта.

Методы регулирования  соответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.

К прямым относятся  административные формы регулирования: лицензии и квоты; может также  устанавливаться государственная  монополия внешнеэкономической  деятельности (на внешнюю торговлю, валютные операции и др.).

Лицензирование  и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.

Лицензия - разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации. Квота - часть, доля в общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.

Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования  внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. Данный способ может быть применен в форме предоставления исключительных прав государственной компании (или с участием государства) на совершение определенных внешнеэкономических операций или на обслуживание внешнеэкономических связей (например, обязательное страхование импорта государственными страховыми компаниями). В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования.

Косвенные или  экономические методы регулирования  являются более действенными и соответствующими развитым внешнеэкономическим отношениям. К ним относятся налоги, в том  числе таможенные пошлины, курс валюты, мировые цены, процентные ставки по внешним кредитам, курс облигаций, других ценных бумаг и платежных средств.

 

14.3  Платежный баланс страны

 

Платежный баланс представляет собой систему показателей, обобщенно отражающих хозяйственные  операции данной страны с остальными странами мира за определенный интервал времени. Он включает следующие разделы:

текущий счет (торговый баланс);

счет операций с капиталом и финансами (капитальный  счет);

резервные активы;

ошибки и  пропуски.

Текущий счет отражает операции с товарами - экспорт и импорт; услугами - перевозки грузов, пассажиров, услуги связи, туризма; техническая помощь, доходы от займов, кредитов; трансферты; гуманитарная помощь; техническое содействие; гранты.

Счет операций с капиталом и финансами отражает привлечение прямых иностранных инвестиций или отток капиталов за рубеж, портфельные инвестиции, трансферты мигрантов (отток и приток), коммерческие кредиты, займы, другие инвестиции (депозиты, валюта и т.д.).

Счет текущих  операций и счет операций с капиталом взаимосвязаны таким образом, что дефицит первого покрывается за счет притока капиталов извне; в случае активного счета текущих операций происходит отток капитала и кредитов.

Позиция резервных  активов включает монетарное золото, специальные права заимствования, требования в иностранной валюте; за вычетом обязательств в отношении других стран: образуются чистые валютные резервы. Данная позиция балансирует оба счета - текущих операций и счет операций с капиталом.

Ошибки и  пропуски характеризует официально неучтенные операции с нерезидентами, включая «теневой бизнес».

Особенностью  платежного баланса является то, что  в нем отражаются потоки средств, их изменение за период, а не запасы и накопления.

 Первостепенной  целью действий государства во внешнеэкономической деятельности является оздоровление платежного баланса за счет расширения экспорта товаров и предоставления факторных и нефакторных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 15. Финансы и инфляция

15.1 Взаимосвязь  взаимодействие финансов и инфляции

 

Инфляция - это  обесценение денег, проявляющееся  в общем и неравномерном росте  цен на товары и услуги. При инфляции происходит нарушение законов денежного  обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег.

Обесценение денег  вызывается следующими факторами:

1) избыточным  выпуском денег в обращение;

2) неблагоприятным  платежным балансом;

3) потерей доверия  к правительству.

Действие инфляции необходимо связывать с проблемами финансов, поскольку явление инфляции зависит от финансовых факторов:

применения  определенных налоговых форм и методов;

объемов финансирования через государственный бюджет мероприятий  проинфляционного характера;

способов покрытия дефицита государственного бюджета;

размеров государственной  задолженности.

Финансы и инфляция взаимозависимы. Как финансы могут  быть ускорителем инфляционных процессов, так и инфляция оказывает влияние  на финансовые отношения. Обесценение  денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства, необходимости усиления налогового бремени, росту государственного долга, вызываемого дефицитом государственного бюджета. Высокие темпы инфляции обесценивают финансовые ресурсы государства, поскольку налоговые доходы и займы поступают через определенные интервалы времени, поэтому обесцениваются.

Измеряется  инфляция индексом цен: отношением суммы  цен для набора товаров потребительского назначения и услуг данного временного периода и суммой цен такого же набора базового периода.

Различаются виды инфляции по следующим критериям:

Информация о работе Лекции по "Финансам"