Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:23, курс лекций
Тема 1. Сущность, функции и роль финансов в общественном производстве
Тема 2. Организация финансовой системы
Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
...
Тема 15. Финансы и инфляция
Использование производных ценных бумаг обусловлено определенными потребностями: страхованием (хеджированием) финансовых и ценовых рисков, повышением ликвидности, снижением стоимости заимствований, получением доступа к необходимому рынку.
13.3 Участники рынка ценных бумаг
Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы и инвестиционные посредники. Они формируют структуру данного рынка
Эмитентом называется
юридическое лицо, государственный
орган или орган местной
Инвесторы - юридические лица или граждане, в том числе и иностранные, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Инвесторы обладают временно свободными денежными средствами и заинтересованы во вложении этих средств и ликвидные и высокодоходные ценные бумаги; в составе инвесторов важное место отводится институциональным инвесторам - инвестиционным фондам, инвестиционным банкам, негосударственным пенсионным фондам, страховым компаниям и другим фондам специального назначения, у которых по характеру их деятельности накапливаются значительные денежные средства.
Инвестиционные посредники рынка ценных бумаг -специализированные организации, обеспечивающие продвижение ценных бумаг от эмитентов к инвесторам как при первичной эмиссии ценных бумаг, так и при их перепродаже - инвестиционные фонды, коммерческие фондовые биржи, брокерские и дилерские конторы, консалтинговые фирмы, специализированные организации по хранению ценных бумаг, ведению реестра держателей ценных бумаг, взаиморасчетам по операциям с ценными бумагами (депозитарии, кастодиумы, клиринговые организации, независимые реестродержатели).
Некоторых участников рынка ценных бумаг определяют как инвестиционные институты, то есть это юридические лица, в том числе и банки, выступающие как инвесторы и посредники: инвестиционные фонды, инвестиционные компании, коммерческие банки, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты.
Существуют три модели рынка ценных бумаг в зависимости от характера финансовых посредников: небанковская, банковская и смешанная. В Казахстане используется смешанная модель, когда посредниками на рынке ценных бумаг выступают как небанковские компании, так и банки.
В Казахстане, с внедрением и развитием новой пенсионной системы, сформировались и новые институциональные участники финансового рынка - накопительные пенсионные фонды (государственный и негосударственные) и компании по управлению пенсионными активами (КУПА). Они аккумулируют значительные денежные ресурсы в виде пенсионных взносов и перераспределяют их путём покупки ценных бумаг государства, корпораций, банков, других финансово-кредитных учреждений. Их роль в финансировании реального сектора экономики будет возрастать по мере расширения эмиссии корпоративных ценных бумаг.
Развитию высокоорганизованного финансового рынка способствуют организации профессиональных участников рынка ценных бумаг- ассоциаций и объединений.
Рынок ценных бумаг
функционирует в двух основных формах:
первичный рынок, на котором происходит
мобилизация капиталов
Фондовая биржа
— это организация, исключительным
предметом деятельности которой
является обеспечение необходимых
условий нормального обращения
ценных бумаг, определения их рыночных
цен и распространение
Тема
14. Финансы в системе
14.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, инвестиционных, долговых, расчетных, трансфертных и иных операциях. Значительную роль и место в этих отношениях занимают финансы, как категория синтезирующая обязательные, вынужденные, необходимые отношения через формирование и использование финансовых ресурсов и фондов у соответствующих названных отношений
К внешнеэкономическим связям относятся:
1) внешняя торговля которая включает экспорт и импорт;
2) иностранное
инвестирование: совместное
3) участие страны
в международных финансово-
4) сотрудничество
в области науки, техники,
5) проведение
расчетов по содержанию
Своеобразную деятельность представляет формирование специальных экономических зон - специально выделенных территорий с особым правовым и экономическим режимом, создаваемых с целью привлечения иностранного капитала, прогрессивных зарубежных технологий и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития региона.
Для нормального
осуществления
14.2 Формы
и методы регулирования
Государственное
регулирование
1) финансирование
внешнеэкономической
2) налогообложение;
3) инвестирование;
4) внешнее заимствование;
5) внешняя задолженность;
6) субсидирование экспорта.
Методы регулирования соответствуют указанным формам и включают прямые и косвенные способы.
К прямым относятся
административные формы регулирования:
лицензии и квоты; может также
устанавливаться
Лицензирование и квотирование экспорта и импорта используются как временные меры для целей стабилизации и насыщения внутреннего рынка в условиях ограниченности сырьевых ресурсов и товарных фондов.
Лицензия - разрешение, выдаваемое компетентными государственными органами на вывоз или ввоз продукции, товаров, валюты, информации. Квота - часть, доля в общем объеме производства, предназначенная для внешнеторговой деятельности.
Государственная монополия представляет собой наиболее нерациональный способ регулирования внешнеэкономической деятельности, но в неблагоприятных условиях состояния экономики может применяться для решения проблемы приведения в равновесие платежного баланса за счет контроля импорта и экспорта. Данный способ может быть применен в форме предоставления исключительных прав государственной компании (или с участием государства) на совершение определенных внешнеэкономических операций или на обслуживание внешнеэкономических связей (например, обязательное страхование импорта государственными страховыми компаниями). В целом такие меры относятся к методам нетарифного регулирования.
Косвенные или
экономические методы регулирования
являются более действенными и соответствующими
развитым внешнеэкономическим
14.3 Платежный баланс страны
Платежный баланс представляет собой систему показателей, обобщенно отражающих хозяйственные операции данной страны с остальными странами мира за определенный интервал времени. Он включает следующие разделы:
текущий счет (торговый баланс);
счет операций с капиталом и финансами (капитальный счет);
резервные активы;
ошибки и пропуски.
Текущий счет отражает операции с товарами - экспорт и импорт; услугами - перевозки грузов, пассажиров, услуги связи, туризма; техническая помощь, доходы от займов, кредитов; трансферты; гуманитарная помощь; техническое содействие; гранты.
Счет операций с капиталом и финансами отражает привлечение прямых иностранных инвестиций или отток капиталов за рубеж, портфельные инвестиции, трансферты мигрантов (отток и приток), коммерческие кредиты, займы, другие инвестиции (депозиты, валюта и т.д.).
Счет текущих операций и счет операций с капиталом взаимосвязаны таким образом, что дефицит первого покрывается за счет притока капиталов извне; в случае активного счета текущих операций происходит отток капитала и кредитов.
Позиция резервных активов включает монетарное золото, специальные права заимствования, требования в иностранной валюте; за вычетом обязательств в отношении других стран: образуются чистые валютные резервы. Данная позиция балансирует оба счета - текущих операций и счет операций с капиталом.
Ошибки и пропуски характеризует официально неучтенные операции с нерезидентами, включая «теневой бизнес».
Особенностью платежного баланса является то, что в нем отражаются потоки средств, их изменение за период, а не запасы и накопления.
Первостепенной целью действий государства во внешнеэкономической деятельности является оздоровление платежного баланса за счет расширения экспорта товаров и предоставления факторных и нефакторных услуг.
Тема 15. Финансы и инфляция
15.1 Взаимосвязь взаимодействие финансов и инфляции
Инфляция - это обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги. При инфляции происходит нарушение законов денежного обращения, вызываемого диспропорциями процесса общественного производства и эмиссией избыточного количества денег.
Обесценение денег вызывается следующими факторами:
1) избыточным выпуском денег в обращение;
2) неблагоприятным платежным балансом;
3) потерей доверия к правительству.
Действие инфляции необходимо связывать с проблемами финансов, поскольку явление инфляции зависит от финансовых факторов:
применения определенных налоговых форм и методов;
объемов финансирования через государственный бюджет мероприятий проинфляционного характера;
способов покрытия дефицита государственного бюджета;
размеров государственной задолженности.
Финансы и инфляция взаимозависимы. Как финансы могут быть ускорителем инфляционных процессов, так и инфляция оказывает влияние на финансовые отношения. Обесценение денег и повышение цен приводит к увеличению расходов бюджета, снижению реальных доходов государства, необходимости усиления налогового бремени, росту государственного долга, вызываемого дефицитом государственного бюджета. Высокие темпы инфляции обесценивают финансовые ресурсы государства, поскольку налоговые доходы и займы поступают через определенные интервалы времени, поэтому обесцениваются.
Измеряется инфляция индексом цен: отношением суммы цен для набора товаров потребительского назначения и услуг данного временного периода и суммой цен такого же набора базового периода.
Различаются виды инфляции по следующим критериям: