Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

      Добровольное  страхование проводится на основании  закона и на добровольной основе. Эта форма страхования не носит принудительного характера и предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке. Вместе с тем добровольно страхование носит выборочный охват, т.к. не все страхователи желают в нем участвовать, а для отдельных категорий лиц устанавливаются ограничения при заключении договоров.

      В основу классификации страхования  положены два критерия: различия в объектах страхования и различия в объеме страховой ответственности. В соответствии с этим делением применяются две системы классификации:  по объектам страхования и по роду опасности.

      По  объектам страхования различают  личное, имущественное страхование, страхование ответственности, экономических рисков.

      По  роду опасностей выделяют частичное  страхование, которое охватывает только имущественное страхование.

      На  рынке действуют специализированные страховые организации, подразделяющиеся по форме собственности на государственные  и негосударственные, которые реализуют страховые услуги различные по объему охвата страховых рисков (в виде обязательного и добровольного страхования).

      Сфера деятельности страховых организаций  охватывает внутренний, внешний и  смешанный страховые рынки. Это  организационная классификация сферы страхования как вида экономической деятельности. По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное.

      Личное  страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Основная часть операций по личному страхованию является добровольной. Наиболее распространенными и адаптированными на отечественном страховом рынке читаются:

  • страхование жизни с широким объемом страховой ответственности;
  • страхование здоровья граждан при поездках за границу;
  • страхование пенсий;
  • страхование детей и школьников от несчастных случаев;
  • страхование от несчастных случаев профессиональных групп;
  • медицинское страхование.

По форме  организации личное страхование  может быть индивидуальным и групповым 

Тема 9. Финансы домашнего  хозяйства. 

Финансы  домашнего хозяйства – совокупность денежных отношений по поводу формирования распределения и использования фондов денежных средств, в которое вступает домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей деятельности.

Социально-экономическая  сущность финансов домашних хозяйств проявляется через их функции:

  • Распределительная. В число участников домашних хозяйств входят несовершеннолетние дети, неработающие и т.д. В рамках распределительной функции часть дохода, которая пришлась на доля домашнего хозяйства распределятся между всеми его участниками. Выполняя распределительную функцию финансы домашних хозяйств обеспечивают непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы.
  • Контрольная, уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося дохода, поскольку домашнее хозяйство – это самостоятельный субъект в условиях рынка. Под воздействием определенных факторов величина дохода может меняться , как в сторону увеличения, так и уменьшения. Поэтому поддержание уровня потребления невозможно без контроля за распределением полученного дохода, за их использованием.
  • Регулирующая. Согласование участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Регулирующая функция поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства, как экономической единицы.

Различают денежно-финансовые отношения домохозяйств:

  • внутренние – отношения по формированию различных семейных фондов (резервных, для приобретения товаров, покупки квартиры и т.д.)
  • внешние – отношения с юридическими лицами и государством.

Доходы  домохозяйства – это часть  национального дохода, создаваемая  в процессе производства и предназначенная  для удовлетворения материальных и  духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства.

Денежные  доходы формируются за счет источников:

  • заработная плата, премии, пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.д.
  • доходы в виде прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам
  • государственных социальных выплат – пенсий, стипендий.
  • прочих выплат – страховых возмещений, доходов от реализации имущества и т.д.

Расходы домохозяйства – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека.

Денежные  расходы домохозяйства можно  классифицировать по разным признакам:

  1. по степени регулярности:
  • постоянные расходы (на питание, коммунальные услуги)
  • регулярные расходы (на одежду, транспорт)
  • разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования)
  1. по степени необходимости:
  • первоочередные (на питание)
  • на медицинское обслуживание
  • второочередные (образование)
  1. по целям использования:
  • потребительские (на покупку товаров и оплату услуг)
  • уплата обязательных платежей
  • накопления и сбережения во вкладах
  • покупка иностранной валюты
  • увеличение денег «на руках» у населения.
 

Тема 10. Управление финансами. 

    Финансовая  политика – совокупность форм и методов, направленных на достижение эффективности в распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения  государством его функций  и конкретных задач.

Целью финансовой политики является обеспечение  стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Цель  финансовой политики проявляется в  выполнении конкретных стратегических задач  и решении вопросов использования  функционального предназначения финансов.

К основным  стратегическим задачам финансовой политики России можно отнести:

  1. Финансовую устойчивость развития экономики
  2. Финансовую независимость государства
  3. Обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

Финансовая политика включает в себя:

  • Бюджетную политику, которая решает ряд задач. Например, доли ВВП, концентрируемой в бюджете, доли ВВП, распределенной между федеральной властью и субъектами РФ, структуру расходной части бюджета и т.д.
  • Налоговую политику, которая устанавливает политику «разумных» налогов, при значительной социальной поддержке граждан.
  • Таможенную политику, как специальный орган налоговой и ценовой политики, позволяющая ограничивать или расширят доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, сдерживать или поощрять экспорт.
  • Ценовую политику, решающую ряд задач, таких как регулировка цен и тарифов на товары и услуги.
  • Инвестиционную политику, направленную на использование в экономике страны имеющихся финансовых ресурсов и резервов с целью вложения денежных средств в наиболее перспективные и стратегические направления.
  • Денежную политику, решающую задачи регулирования эмиссии денег, а также задачи стабилизации национальной валюты.

     Объектом  финансового планирования являются фонды денежных средств.

     На  общегосударственном и территориальных  уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые  увязываются с материальными  и трудовыми балансами в стоимостном  выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

     В систему финансовых планов входят:

     1. перспективные финансовые планы;

     2. сводные финансовые балансы, составляемые  на общегосударственном и территориальных  уровнях управления.

     Перспективное финансовое планирование осуществляется на всех уровнях власти в целях:

     - обеспечения координации экономического  и социального развития и финансовой  политики;

     - прогнозирования объемов финансовых  ресурсов, необходимых для обеспечения  планируемых мероприятий;

     - прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;

     - определения возможности реализации  различных мер в области финансов.

     Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

     Сводный финансовый баланс государства – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Он охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса – подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Данный баланс разрабатывается на основе макроэкономических показателей.

     Основная  задача территориального сводного финансового баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

     Составление территориального сводного финансового  баланса позволяет:

     - достигнуть единства в экономическом  и социальном развитии территории;

     - точнее определить объемы финансовых  ресурсов, имеющихся в регионе  и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

     - концентрировать финансовые ресурсы  на наиболее важных в каждый  конкретный период направлениях  экономического и социального  развития территории;

     - изыскать внутри региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

     - осуществлять действенный контроль  за мобилизацией и использованием  финансовых ресурсов и т.д. 
 

     Планирование – процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения.

     Финансовое  планирование – является составной частью внутрифирменного планирования, а финансовый план является составной частью бизнес-плана предприятия.

Информация о работе Лекции по "Финансам"