Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

К методам  используемым для анализа бюджета  относится: сравнение и группировка.

Важный  этап бюджетного процесса – контроль за исполнением бюджета, осуществляемый представительными органами власти, финансовыми и налоговыми органами.

В РФ контроль за исполнением бюджета, осуществляется в форме:

  • Парламентского контроля – осуществляется представительными органами власти.
  • Административный контроль – осуществляется Министерством финансов РФ, Казачеством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Минфин, как главный распорядитель готовит  сводный отчет об исполнении федерального бюджета. Правительство РФ предоставляет  в Государственную думу и Счетную  Палату отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона, а так же:

  • Отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ
  • Отчет Минфина о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов
  • Отчет Минфина о предоставлении государственных гарантий
  • Отчет о внутренних и внешних заимствований РФ по видам заимствований
  • Отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества
  • Сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг
  • Сводные отчеты смет доходов и расходов бюджетных учреждений  по главным распорядителям бюджетных средств
  • Отчет о состоянии внутреннего и внешнего долга РФ на первый день и последний отчетного финансового года
  • Отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение законодательства.

По результатам  рассмотрения отчета Государственная  Дума принимает решение об утверждении  отчета об исполнения федерального бюджета. 

Тема 4. Доходы и расходы  бюджета. 

Структурно  бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную и расходную.

Доходы  бюджетов представляют собой часть  доходов национальной экономики, подлежащую централизации в бюджеты различных  уровней.

Доходы  бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами с другой стороны. Это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

К главным  источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет, относятся следующие:

валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли

и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования бюджетных доходов  посредством налогового механизма;

национальное богатство, часть которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмов налогов на имущество, а также приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

реализация золотовалютных резервов;

временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог государственного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов;

иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения государственных займов от отдельных государств, либо международных финансово–кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.

В составе  доходов бюджетов обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы  бюджетов формируются на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Для существования  государственной системы, управления поддержания внутреннего порядка, охраны государства от внешних угроз, финансирования науки медицин, спорта и т. д. Все граждане отчисляют  от своих доходов определенные суммы  денег в виде налогов, сборов.

    Каждое  лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

    Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов).

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Функции налогов:

  1. Фискальная – означает формирование бюджетного фонда государства, т. е. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций.
  2. Распределительная – характеризует распределение налогов в системе государства.
  3. Контрольная – осуществляет контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет.
  4. Регулирующая – создает некоторые преимущества отдельным приоритетным отраслям, стимулируя отдельные виды деятельности достигая тем самым социальные цели.
 

Налоговая система – это совокупность действующих на данный момент существенных условий налогообложения в конкретном государстве.

В РФ налоговая  система включает в себя налоги, сборы и пошлины.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий (сбор на нужды образовательных учреждений.)

Пошлина – это оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершаемых в интересах юридических и физических лиц. Пошлина подразделяется:

  • Таможенная - плата за ввоз вывоз товара.
  • Внутригосударственная – плата имеющая юридическое значение (госпошлина за предъявление иска в суд)
 

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

    Налоговыми  органами в Российской Федерации  являются Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам и его подразделения  в Российской Федерации. 

В Российской Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы,
  • налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы)
  • местные налоги и сборы.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы 

3) налог на  прибыль (доход) организаций;

4)  налог на  доходы физических лиц;

5) государственная  пошлина;

6) таможенная  пошлина и таможенные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный  налог;

3) региональные  лицензионные сборы.

К местным налогам  и сборам относятся:

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество физических лиц;

3) налог на  рекламу;

4) налог на  наследование или дарение;

Расходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие по поводу распределения фонда денежных средств государства  и его использования в связи с осуществлением своих функций.

Расходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и организациями и гражданами с другой стороны, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Расходование  средств бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования, к  основным принципам которого относятся:

  1. достижение максимального эффекта при минимальных затратах
  2. целевой характер использования бюджетных ассигнований
  3. возвратность бюджетных ассигнований

Средства  расходной части государственного бюджета направляют на:

финансирование экономики и ее структурной перестройки;

финансирование социальных программ;

финансирование образования, науки и культуры;

обеспечение обороноспособности страны;

содержание органов государственного управления;

создание государственных и материальных и финансовых резервов;

финансовая поддержка субъектов федерации;

погашение и обслуживание государственного долга.

В области  расходов бюджета имеются существенные недостатки:

  • низка эффективность использования бюджетных средств
  • широко распространена практика не целевого расходования средств и т.д.

    Расходы федерального бюджета

 
 

Расходы на развитие   Обслуживание       Расходы на содержание

  производственной      государственного     и развитие

      сферы                             долга                      непроизводственной                           

                                                                               сферы

 

Промышленность,  Сельское        Социально-       Аппарат               Оборона энергетика,              хозяйство и     культурные      управления        страны и

строительство         рыболовство   мероприятия                             обеспечение

 безопасности

        Образование   Здравоохранение    Наука и культура  Охрана природы

 

Следовательно можно выделить ряд задач в  области расходов бюджета:

  • усиление контроля за использованием бюджетных средств
  • сокращение расходов на содержание государственного аппарата
  • расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики

Информация о работе Лекции по "Финансам"