Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций
Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.
накопления в национальном
укрепление доходной базы бюджета за счет совершенствования
налогообложения и усиления
усиление контроля за величиной государственного долга.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется финансовый фонд – федеральный бюджет. Через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирования органов власти и управления, мероприятия связанные с обороной государства, развитием науки и т.д.
Средства федерального бюджета составляют главный источник финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-призводственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации и т.д.
Разработкой проекта бюджета занимается Правительство РФ. На основы прогноза социально-экономического развития на планируемый год.
Министерство экономики РФ представляет основные параметры функционирования экономики страны на год:
структуру и динамику ВВП, прогноз инфляции, производство продукции, амортизационные отчисления, розничный товарооборот, платные услуги населению, численность работающих, фонд заработной платы, объемы экспорта и импорта, прибыль и т.д.
Министерства финансов представляет основные данные и характеристики о расходах федерального бюджета на планируемый год.
В Правительство РФ для согласования и уточнения поступают:
В бюджетной системе страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
В
практике мирового государственного хозяйственного
существуют различные системы межбюджетных
отношений. Они существуют в любых
государствах и зависят от организационно-
В современной России межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса по поводу оптимального формирования и распределения доходов между бюджетами и соответствия их расходам.
Основными принципами межбюджетныех отношений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ являются:
Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органом власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджета нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.
Основными методами бюджетного регулирования являются:
Тема 3.
Бюджетный процесс.
Финансово-бюджетная политика государства осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнения бюджетов.
Бюджетный процесс регулируется Бюджетным кодексом, решением государственных органов власти, Правилами о порядке составления бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса – это органы представительной и исполнительной власти
В РФ время совершения процесса исполнения бюджета – бюджетный период – установлено с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.
Бюджетный процесс включает четыре этапа бюджетной деятельности:
Все стадии бюджетного
процесса взаимообусловлены и
Продолжительность этапов бюджетного процесса составляет:
Составление бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного и муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства – постоянное совершенствование методов управления. Управлять – значит предвидеть. Поэтому возрастает роль научного прогнозирования.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования на основе конкретных условий разработать конкретные и оптимальные пути развития бюджета.
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы методы:
Правительство РФ готовит проект федерального бюджета и предоставляет его а Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Одновременно в Думу направляются:
Проект федерального бюджета начинает разрабатываться Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Затем направляется Комитетам высшего законодательного органа страны, которые проводят постатейное рассмотрение и выносят заключение. С учетом сделанных замечаний проект бюджета при необходимости дорабатывается и снова предоставляется в Государственную Думу.
Этапы рассмотрения проекта бюджета следующие:
Процесс исполнения бюджета представляет собой совокупность операций по формированию и исполнению утвержденного в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы государственной власти.
Главной задачей исполнения бюджета является обеспечение поступлений доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных субъектов: федерального, субъектов Федерации, местных.
Исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись – это документ, в котором содержится детализация показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета. Утверждается бюджетная роспись на всех уровнях бюджетной системы.
Исполнения
федерального бюджета в соответствии
с законодательством
Главные
распорядители бюджетных
Цели бюджетного анализа следующие: