Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

     накопления в национальном доходе;

  • сокращение непроизводительных расходов бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

    укрепление  доходной базы бюджета за счет совершенствования

    налогообложения и усиления контроля  за полнотой уплаты налогов;

  • создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

    усиление  контроля за величиной государственного долга.

Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется финансовый фонд – федеральный бюджет. Через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирования органов власти и управления, мероприятия связанные с обороной государства, развитием науки и т.д.

Средства  федерального бюджета составляют главный  источник финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-призводственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации и т.д.

Разработкой проекта бюджета занимается Правительство РФ. На основы прогноза социально-экономического развития на планируемый год.

Министерство  экономики РФ представляет основные параметры функционирования экономики  страны на год:

структуру и динамику ВВП, прогноз инфляции, производство продукции, амортизационные отчисления, розничный товарооборот, платные услуги населению, численность работающих, фонд заработной платы, объемы экспорта и импорта, прибыль и т.д.

Министерства  финансов представляет основные данные и характеристики о расходах федерального бюджета на планируемый год.

В Правительство  РФ для согласования и уточнения  поступают:

  • Проект федерального бюджета и расчеты по статьям классификации доходов бюджета.
  • Основные направления финансовой политики
  • Прогноз дефицита федерального бюджета
  • Предложения по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
  • Перечень и положения международных договоров по финансовым обязательствам на планируемый год и т.д.
  • Предварительные итоги исполнения федерального бюджета за отчетный год.
 

В бюджетной  системе страны, все бюджеты взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений.

    В практике мирового государственного хозяйственного существуют различные системы межбюджетных отношений. Они существуют в любых  государствах и зависят от организационно-территориального и государственного деления. Принято различать федеральные и унитарные устройства бюджетных систем.

Унитарные бюджетные системы – это системы  с высокой степенью концентрации бюджетных средств, отсутствием  или незначительной ролью звеньев бюджетной системы, отсутствием или незначительным объемом бюджетных прав.

Федеральные бюджетные системы – выстраиваются  на основе предоставления большой самостоятельности, автономии территориальных органов  государственной власти в использовании бюджетных средств при соблюдении принципов единства общегосударственных интересов.

В современной  России межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса по поводу оптимального формирования и распределения доходов между бюджетами и соответствия их расходам.

    Основными принципами межбюджетныех отношений  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ являются:

  • Закрепление на постоянной основе собственных расходов по уровням бюджетной системы
  • Закрепление на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы
  • Равенство бюджетных прав субъектов РФ
  • Равенство бюджетных прав муниципальных образований
  • Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и т.д.

Бюджетное регулирование это процесс, осуществляемый органом власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджета нижестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных денежных средств из бюджета одного уровня в бюджет другого.

  Основными методами бюджетного регулирования являются:

  1. Дотация – форма регулирования, когда бюджетные денежные средства предоставляются одним бюджетом другому на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
  2. Трансферт (нормативно-долевая дотация) – бюджетные денежные средства предоставляются без указания конкретной цели одним бюджетом другому на безвозмездной и безвозвратной основе.
  3. Субвенция - бюджетные денежные средства предоставляемые одним бюджетом другому на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.
  4. Обусловленная субвенция -  она выдается с указанием дополнительных условий расходования денежных средств. Условия предоставления и возврата обусловленных субвенций такие же, как для обычной субвенции.
  5. Субсидия - бюджетные средства предоставляемые бюджетом одного уровня другому, а так же физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов или затрат.
  6. Бюджетная ссуда - бюджетные средства предоставляемые одним бюджетом другому на возмездной и возвратной основе в пределах отчетного финансового года.
  7. Взаимные расчеты (взаимозачеты) – метод регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных  расходов.
  8. Бюджетные компенсации – это суммы утверждаемые        и передаваемые  из бюджета одного уровня другому для возмещения изменений в поступающих доходах или покрытия дополнительных расходов.
 

Тема 3. Бюджетный процесс. 

Финансово-бюджетная  политика государства осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации  средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процессэто регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнения бюджетов.

Бюджетный процесс регулируется Бюджетным  кодексом, решением государственных  органов власти, Правилами о порядке  составления бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными  полномочиями, т.е. правами и обязанностями  участников бюджетного процесса –  это органы представительной и исполнительной власти

В РФ время совершения процесса исполнения бюджета – бюджетный период – установлено с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.

Бюджетный процесс включает четыре этапа бюджетной  деятельности:

  1. Разработка проекта бюджета.
  2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  3. Исполнение бюджета.
  4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны  и являются прямым отражением экономической  жизни.

Продолжительность этапов бюджетного процесса составляет:

  • Разработка, рассмотрение и утверждение бюджета – 18 месяцев
  • Исполнение бюджета – 12 месяцев
  • Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение –6 месяцев.

Составление бюджета основывается на бюджетном  послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год, прогнозе сводного финансового баланса  по соответствующей территории на очередной финансовый год, плане развития государственного и муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Важнейшее условие успешного ведения хозяйства – постоянное совершенствование методов управления. Управлять – значит предвидеть. Поэтому возрастает роль научного прогнозирования.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования на основе конкретных условий разработать конкретные и оптимальные пути развития бюджета.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы методы:

  • Метод экстраполяции - составление перспективы исходя из практики за предшествующий период
  • Метод экспертных оценок – прогноз, стоящийся на базе оценок, сделанных компетентными специалистами в отдельных отраслях хозяйства.

Правительство РФ готовит проект федерального бюджета  и предоставляет его а Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Одновременно в Думу направляются:

  • Прогноз социально-экономического развития на соответствующий период
  • Прогноз сводного финансового баланса по территории России
  • Основные направления бюджетной политики и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ
  • Прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год
  • Инвестиционная программа на очередной финансовый год
  • План развития государственного или муниципального сектора экономики
  • Структура государственного и муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета
  • Программа предоставления государственных и муниципальных гарантий на очередной финансовый год
  • Оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот
  • Оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.

    Проект  федерального бюджета начинает разрабатываться  Правительством РФ не позднее чем  за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Затем направляется Комитетам высшего законодательного органа страны, которые проводят постатейное рассмотрение и выносят заключение. С учетом сделанных замечаний проект бюджета при необходимости дорабатывается и снова предоставляется в Государственную Думу.

Этапы рассмотрения проекта бюджета следующие:

  • Первый этап – Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думой, федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете.
  • Второй этап – Получив документы и материалы Совет Государственной Думы направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, финансам.
  • Третий этап – Затем проект направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, для внесения замечаний и предложений.
  • Четвертый этап – Со всеми замечаниями и предложениями проект выносится на обсуждение Государственной думы, которая обсуждается в четырех чтениях.

Процесс исполнения бюджета представляет собой совокупность операций по формированию и исполнению утвержденного  в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы государственной власти.

Главной задачей исполнения бюджета является обеспечение поступлений доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных субъектов: федерального, субъектов Федерации, местных.

Исполнения  бюджетов всех уровней бюджетной  системы осуществляется на основе бюджетной  росписи.

Бюджетная роспись – это документ, в котором содержится детализация показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета. Утверждается бюджетная роспись на всех уровнях бюджетной системы.

Исполнения  федерального бюджета в соответствии с законодательством возлагается  на Федеральное казначейство.

Главные распорядители бюджетных средств  анализируют и обобщают отчеты подведомственных учреждений и направлений использования  денежных средств.

Цели  бюджетного анализа следующие:

  • Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета
  • Обоснование финансово-бюджетной политики правительства
  • Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение показателей бюджета
  • Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана
  • Выявление недостатков в работе финансовых органов
  • Совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Информация о работе Лекции по "Финансам"