Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

     Основные задачи финансового планирования на предприятии:

     - обеспечение платежеспособности  предприятия;

     - выявление внутренних резервов  предприятия для пополнения собственных  источников финансовых ресурсов;

     - поиск и выбор эффективных  способов привлечения финансовых ресурсов из внешних источников;

     - эффективное размещение свободных  денежных средств временно неучаствующих  в обороте;

     - определение объемов, структуры  и направлений использования  денежных доходов, необходимых  для обеспечения потребностей  предприятия.

     Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

     Этапы процесса фин-го планирования:

     1. анализ финансовых показателей  за предыдущий период (бухг. баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств);

     2. составление основных прогнозных  документов (бухг. баланс, отчет о  прибылях и убытках, отчет о  движении денежных средств);

     3. уточнение и конкретизация показателей  прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов;

     4. оперативное финансовое планирование.

     Процесс финансового планирования завершается  практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением.

     Результатом планирования на предприятии является система планов, их виды:

     1. Стратегический план:

     - долговременный (долгосрочный) 5-10 лет;

     - среднесрочный план 2-5 лет.

     2. Текущий план (текущий финансовый  год с детализацией по кварталам  и месяцам (в форме бюджетов)). (План прибыли, план движения  денежных средств, плановый бухгалтерский баланс).

     3. Оперативный план – нацелен  на решение конкретных вопросов  деятельности предприятия в краткосрочных  периодах (месяц, неделя, дни, смены). (Платежный календарь, кассовый  план, налоговый календарь).

     4. Инвестиционный проект – план по созданию новых производственных мощностей, имеющий долговременный характер.

     5. Бизнес-план предприятия – план  создания нового предприятия,  выходы на рынок и обеспечение  прибыльности хозяйственной деятельности.

     Финансовое  прогнозирование представляет собой основу для фин-го планирования на предприятии, т.е. для составления стратегических, текущих и оперативных планов и для финансового бюджетирования, т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджета.

      Основные  этапы фин-го прогнозирования:

      1. составление прогноза продаж  статистическими и другими доступными  методами;

      2. составление прогноза переменных  затрат;

      3. составление прогноза инвестиций  в основные и оборотные активы, необходимые для достижения заданного объема продаж;

      4. расчет потребности во внешнем  финансировании и изыскание соответствующих  источников с учетом принципа  формирования рациональной структуры  источников средств.

      Первый  этап выполняют маркетологи фирмы, они должны определить прогноз продаж и обосновать его перед руководством фирмы. Второй, третий и четвертый этапы выполняют финансовые службы предприятия.

      Процесс составления финансового плана  предприятия заключается в расчете  его показателей. Используются следующие  способы расчета:

      - расчетно – аналитический (экономический анализ);

      - нормативный;

      - балансовый;

      - экономико – математическое моделирование;

      - метод денежных потоков (бюджетирование).

     Рис. Методы планирования финансовых показателей 

     Методы  финансового планирования:

     1)  нормативный метод – для определения  потребностей в финансовых ресурсах  на основе установленных норм  и нормативов;

     2) метод балансовый – суть в  построении баланса имеющихся  в наличии средств и потребности  в их использовании. Баланс  при этом имеет вид:

     Остаток средств на начало + Поступление  средств в планируемом периоде = Расходы в планируемом периоде + Остаток средств на конец планового  периода.

     3) метод экономического анализа  – позволяет оценить финансовое  состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения и внутренние резервы увеличения финансовых показателей;

     4) Экономико-математическое моделирование  – позволяет количественно выразить  взаимосвязь между финансовыми  показателями и основными факторами их определяющими (ЭММ используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее пяти лет) и др.

      1. Нормативный метод.

      Содержание  нормативного метода финансового планирования заключается в  том, что на основе заранее установленных  норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования.

      Данный  метод используется при наличии  установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок, тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды, нормативов потребности в оборотном капитале.

      Нормативы, применяемые при финансовом планировании, устанавливаются:

      - органами власти и управления  на федеральном, региональном, местном  уровнях: ставки амортизационных  отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды;

      - ведомствами: нормы предельных  уровней рентабельности, предельных  отчислений в резервные фонды;

      - предприятиями: нормы потребности  в оборотном капитале, кредиторской  задолженности, отчислений в резервные  фонды.

      В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов. Разновидности норм и нормативов представлены на рисунке.

      Федеральные нормативы являются обязательными  для предприятий, расположенных  на территории Российской Федерации. К  ним относятся:

      - ставки федеральных налогов;

      - нормы амортизации по отдельным  группам основных средств;

      - минимальный размер оплаты труда;

      - тарифные ставки на государственное  пенсионное обеспечение и социальное  страхование;

      - нормативы отчислений от чистой  прибыли в резервные фонды акционерных обществ и другие нормативы. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис.  Виды норм и нормативов

      Региональные  и местные нормативы действуют  в отдельных субъектах РФ и  утверждаются представительными и  исполнительными органами власти. К  ним относятся ставки региональных налогов и сборов.

      Отраслевые  нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм предприятий.

      Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных процессов. К ним относятся:

      - нормативы плановой потребности  в оборотных активах;

      - нормы запасов материалов, заделов  незавершенного производства, запасов  готовой продукции на складе;

      - нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других.

      Нормативный метод финансового планирования является одним из наиболее используемых, поэтому актуальной проблемой каждого  предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организация контроля за их соблюдением всеми подразделениями предприятия. 

      2. Метод балансовых  расчетов.

      Использование метода балансовых расчетов для определения  будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

      Финансовые  ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т. е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов.

      Балансовый  метод заключается в построении баланса имеющихся в наличии финансовых ресурсов и потребности в их использовании.

      Балансовая  увязка по финансовым ресурсам имеет  вид:

      Он + П = Р + Ок,

      где      Он - остаток средств на начало планируемого периода;

      П - поступления средств в планируемом  периоде;

      Р - расходы в планируемом периоде;

      Ок - остаток средств на конец планового периода.

      Балансовый  метод применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, распределении полученных финансовых ресурсов; при составлении плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.

      3. Расчетно – аналитический  метод (метод экономического  анализа).

      Расчетно-аналитический  метод - один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Данный метод позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

      Финансовые  показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями.

      Сущность  данного метода заключается в том, что на базе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывают плановую величину этого показателя. Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, по результатам анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Одним из наиболее распространенных методов данной группы является метод процента от реализации, который основан на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции.

      В ходе использования данного метода финансист предприятия:

      - определяет статьи, которые в  прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции;

Информация о работе Лекции по "Финансам"