Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций
Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.
- внутрифирменный;
- ведомственный;
- аудиторский;
- бюджетный;
- за внебюджетными фондами;
- налоговый;
- валютный;
- кредитный;
- страховой;
- инвестиционный;
- таможенный;
- за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и т.д.).
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения.
Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль – проводится путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации и призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.
Методы финансового контроля:
1) документальные и камеральные проверки – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;
2) обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;
3) надзор – осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.д.);
4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;
6) ревизия
– наиболее глубокий и всеобъемлющий
метод финансового контроля – это обследование
финансово-хозяйственной деятельности
экономического субъекта в целях проверки
его законности, правильности, целесообразности,
эффективности. Виды ревизии: полные и
частичные, комплексные и тематические,
плановые и внеплановые. Результаты ревизии
оформляются актом, на основании которого
принимаются меры по устранению нарушений,
возмещению материального ущерба и привлечению
виновных к ответственности
Тема 11.
Международные финансово-
Международные
финансово-кредитные отношения
Особенность международных финансов в том, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте. Финансовые ресурсы мира находятся в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР).
Финансовые
отношения в международной
Платежный баланс государства - соотношение денежных платежей, осуществляемых им за границей, поступлений, полученных из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Различают платежный баланс:
Все государства в определенные периоды времени прибегают к внешним долгам. Их рациональное использование способствует развитию национальной экономики, решению социально-политических, экологических и других проблем.
Проблема государственного внешнего долга современной России – одна из наиболее актуальных.
Долгом России являются долговые обязательства РФ перед лицами, иностранными государствами, международными организациями. Долг полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В объем внешнего долга России входят:
Управление долгом РФ возложено на правительство РФ, государственным долгом субъекта РФ - на орган исполнительной власти РФ, а управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Подсистема централизованных финансов развитых стран представлена внебюджетными фондами. Это специальные целевые фонды:
Кредитные внебюджетные фонды, находятся в распоряжении кредитных учреждений, формируются за счет банковских ресурсов или эмиссии ценных бумаг и предоставляют свои средства на кредитной основе. Пользователи таких фондов – исполнители государственных заказов или программ.
Социальные фонды в развитых странах предназначены для финансового обеспечения программ социальной безопасности населения, по своему социальному статусу имеющего право пользования ресурсами внебюджетных фондов. Это пенсионеры, инвалиды, безработные, нетрудоспособная часть экономически активного населения и другие категории граждан.
К основным принципам построения системы внебюджетных социальных фондов относятся:
Таким образом, важнейшей особенностью внебюджетных социальных фондов является сочетание страхового метода их формирования и бюджетного метода.
Экономические внебюджетные фонды включают в свой состав фонды инвестиционные, конъюнктурной адаптации, валютные. Главным назначением является обеспечение финансовыми ресурсами устойчивого функционирования и развития экономики. Формируются эти фонды на основе федерального или центрального бюджета. В качестве примеров экономических фондов можно выделить Фонд перестройки и развития экономики (США), Фонд промышленной адаптации (Франция).
Серьезное
внимание в развитых странах уделяется
научно-исследовательским
Децентрализованные
государственные финансы
представляют подсистему финансов государственных
предприятий. Ее специфика отличается в развитых странах
не столько особенностями финансовой
деятельности, сколько характером отраслевой
или организационной структуры. Это предприятия
отраслевой с не высоким уровнем рентабельности
(топлево-энергетического комплекса, транспортного
комплекса, жилищного хозяйства), получающие
из бюджета дотации и субсидии или покрывающие
свои убытки за счет кредитов.