Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

    - внутрифирменный;

    - ведомственный;

    - аудиторский;

  1. объектам контроля:

    - бюджетный;

    - за  внебюджетными фондами;

    - налоговый;

    - валютный;

    - кредитный;

    - страховой;

    - инвестиционный;

    - таможенный;

    - за  денежной массой.

     Обязательный  контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и т.д.).

     Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения.

     Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

     Последующий финансовый контроль – проводится путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации и призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

     Методы  финансового контроля:

     1) документальные и камеральные  проверки – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений;

     2) обследование – охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;

     3) надзор – осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.д.);

     4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;

     5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;

6) ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля – это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки его законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности 

Тема 11. Международные финансово-кредитные  отношения. 

    Международные финансово-кредитные отношения складываются по поводу перераспределения мирового совокупного валового продукта, выражают процессы формирования и использования  денежных фондов и средств с целью  выполнения государствами своих  функций.

Особенность международных финансов в том, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте. Финансовые ресурсы мира находятся в обращении, образуя мировой финансовый рынок (МФР).

Финансовые  отношения в международной сфере  подразделяются на:

  1. Межгосударственные финансы (публичные). Субъектами являются суверенные государства, государственные образования (например, Ватикан). Целью деятельности таких организационных структур является эффективное формирование и перераспределения денежных фондов и средств в масштабе мирового хозяйства.
  2. Финансы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Субъектами являются предпринимательские структуры, образованные в рамках национального права. Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов включает в себя международную куплю-продажу товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных и трудовых ресурсов. Что способствует направлению развития отечественной экономики, деятельности хозяйствующих субъектов.
 

Платежный баланс государства - соотношение денежных платежей, осуществляемых им за границей, поступлений, полученных из-за границы, за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Различают платежный баланс:

  1. По текущим операциям. Важнейшая его часть – торговый баланс, отражающая соотношение экспорта и импорта товаров за соответствующий период.
  2. Баланс движения капиталов и кредитов. Отражает платежи и поступления экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и краткосрочного капиталов.
  3. Балансирующие статьи. К ним относятся государственные золотовалютные резервы, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-финансовых организаций.

Все государства  в определенные периоды времени  прибегают к внешним долгам. Их рациональное использование способствует развитию национальной экономики, решению социально-политических, экологических и других проблем.

Проблема  государственного внешнего долга современной  России – одна из наиболее актуальных.

Долгом  России являются долговые обязательства РФ перед лицами, иностранными государствами, международными организациями. Долг полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В объем  внешнего долга России входят:

  • Объем основного долга по полученным РФ кредитам представительств иностранных государств, кредитных организаций, международных финансовых организаций
  • Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленных РФ.

Управление  долгом РФ возложено на правительство РФ, государственным долгом субъекта РФ - на орган исполнительной власти РФ, а управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Подсистема  централизованных финансов развитых стран  представлена внебюджетными фондами. Это специальные целевые фонды:

  • Кредитные внебюджетные фонды
  • Социальные фонды
  • Экономические внебюджетные фонды
  • Научно-исследовательские внебюджетные фонды

Кредитные внебюджетные фонды, находятся в  распоряжении кредитных учреждений, формируются за счет банковских ресурсов или эмиссии ценных бумаг и предоставляют свои средства на кредитной основе. Пользователи таких фондов – исполнители государственных заказов или программ.

Социальные  фонды в развитых странах предназначены  для финансового обеспечения программ социальной безопасности населения, по своему социальному статусу имеющего право пользования ресурсами внебюджетных фондов. Это пенсионеры, инвалиды, безработные, нетрудоспособная часть экономически активного населения и другие категории граждан.

К основным принципам построения системы внебюджетных социальных фондов относятся:

  • Обязательность страхования
  • Объединения рисков
  • Эквивалентность трудового вклада и выплат
  • Бюджетное дотирование
  • Государственные гарантии

Таким образом, важнейшей особенностью внебюджетных социальных фондов является сочетание страхового метода их формирования и бюджетного метода.

Экономические внебюджетные фонды включают в свой состав фонды инвестиционные, конъюнктурной  адаптации, валютные. Главным назначением  является обеспечение финансовыми ресурсами устойчивого функционирования и развития экономики. Формируются эти фонды на основе федерального или центрального бюджета. В качестве примеров экономических фондов можно выделить Фонд перестройки и развития экономики (США), Фонд промышленной адаптации (Франция).

Серьезное внимание в развитых странах уделяется  научно-исследовательским внебюджетным фондам – это общегосударственные  фонды, Национальный научный фонд (США), Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания). Средства этих фондов направляются на финансирование фундаментальных исследований, проведения крупномасштабных экспериментов.

Децентрализованные  государственные финансы представляют подсистему финансов государственных предприятий. Ее специфика отличается в развитых странах не столько особенностями финансовой деятельности, сколько характером отраслевой или организационной структуры. Это предприятия отраслевой с не высоким уровнем рентабельности (топлево-энергетического комплекса, транспортного комплекса, жилищного хозяйства), получающие из бюджета дотации и субсидии или покрывающие свои убытки за счет кредитов. 

Информация о работе Лекции по "Финансам"