Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению. 

Тема 5. Государственный и муниципальный кредит. 

    Государственное кредитование –  представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения на условиях возвратности, платности и срочности.

    Государственный кредит выступает в качестве экономических  отношений, при которых государство  выступает в качестве:

  • заемщика – когда государство привлекает денежные средства
  • кредитора – государство предоставляет займы юридическим и физическим лицам
  • гаранта – государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами

В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, например, на финансирование бюджетного дефицита.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов государством за счет временно свободных денежных средств населения и организаций – это одна из сторон государственно- кредитных отношений.

    Государственный кредит как финансовая категория  выполняет функции:

  1. Распределительная – позволяет осуществлять формирование централизованных денежных средств государства и их использование на принципах кредитования.
  2. Государство используя госкредит как инструмент регулирования экономики, может проводить ту или иную финансовую политику, в этом состоит регулирующая функция госкредита.
  3. По средствам контрольной функции государство регулирует долговые обязательства.
 

     Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ обязательства третьих лиц.

     Государственный долг можно классифицировать по различным критериям:

     1. По валютному критерию он делится  на внутренний (рублевые) и внешний  (валютные). В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга как совокупного долга резидентам.

     2. В зависимости от срока погашения  государственный долг делится  на основной и текущий. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода, то есть это сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа, то есть это расходы по выплате доходов и погашению обязательств;

     3. По срокам государственный долг  может быть краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет).

     4. По уровню управления долг  делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный государственный долг. При этом Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам Российской Федерации, если они не были ими гарантированы.

     Долговые  обязательства РФ могут осуществляться в виде обязательств по:

    1. кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
    2. государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
  1. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
    1. государственным гарантиям РФ;
    2. иным долговым обязательствам.

       Долговые обязательства субъекта РФ могут осуществляться в виде обязательств по:

  1. государственным ценным бумагам субъекта РФ;
  2. бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  3. кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
  4. государственным гарантиям субъекта РФ.

     Долговые  обязательства муниципального образования могут осуществляться в виде обязательств по:

      1) ценным бумагам муниципального  образования (муниципальным ценным  бумагам);

    1. бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
    2. кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
    3. гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

     Цель  управления государственным  долгом – оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

       Под управлением государственным кредитом (на макроуровне) понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.

    Управление задолженностью осуществляется законодательными органами и заключается в:

  • Формирование политики своевременного погашения государственным кредитом
  • Установление границ государственным кредитом
  • Установление возможности и целесообразности финансирования за счет средств государственного кредита общегосударственных социально-экономических программ.

Под управлением  государственным кредитом (на микроуровне) понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием и погашением государственного кредита.

Высшим  органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств, так и кредитования. Оперативное управление государственным кредитом осуществляет Минфин РФ или Казначейство совместно с Центральным банком. Также созданы два департамента: департамент управления государственным внутренним долгом и департамент управления государственным внешним долгом.

К основным методам государственного регулирования  относятся:

  1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  2. Конверсия – изменение доходности займов.
  3. Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных госзаймов.
  4. Унификация – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
  5. Отсрочка погашения займа – проводится в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово невыгодно.
  6. Аннулирование госдолга – мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.

В процессе управления государственным кредитом решаются такие основные задачи, как:

  • Оптимизация размера долга
  • Недопущение переполнения рынка заемными государственными обязательствам и значительные колебания курса.
  • Обеспечение своевременного возврата кредита
  • Эффективное использование мобилизированных государственных средств.
  • Контроль за целевым использованием полученных кредитов.

      Политика  в области государственного долга  Российской Федерации на 2009 – 2011 годы будет направлена на:

      - обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;

      - развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

      - дальнейшее уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации;

      - использование государственных  гарантий для реализации проектов  на принципах разделения рисков  с частными инвесторами;

      - продолжение проведения компенсационных  выплат по дореформенным сбережениям граждан Российской Федерации. 

       Рис. 7. Структура  государственного долга

      В области внутренних заимствований  проведение долговой политики в 2009 – 2011 годах будет исходить из целей  обеспечения сбалансированности федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

    Государственный внешний долг формируется за счет государственных внешних заимствований. К  их числу относятся привлекаемые из иностранных источников займы, по которым возникают государственные  финансовые обязательства РФ как  заемщика.

Предельные объемы государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете.

    Реконструкция государственного внешнего долга представляет собой погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) с установление иных условий обслуживания и сроков его погашения.

Формирование  внешнего долга является одним из элементов привлечения финансовых ресурсов от зарубежных инвесторов. Для России этот процесс был сопряжен с рядом трудностей (с принятием на себя всего внешнего долга СССР, составившего 103,9 млрд. долл). Невозможность погашения этой задолженности в последующие годы привела к необходимости проведения переговоров по переносу платежей. Однако перенос текущих платежей на более поздние сроки не уменьшает сумму задолженности не снимает с государства обязанности погашать долги. Поэтому необходимо разрабатывать реальные программы, которые позволили бы реально уменьшить государственный внешний долг. При этом следует использовать опыт развивающихся стран, столкнувшихся с проблемой внешней задолженности, только необходимо учитывать специфику России.

      В сфере внешних заимствований  основными принципами долговой политики в 2009 – 2011 годах являются:

      - отказ от заимствований на  международных рынках капитала;

      - завершение и ускоренная реализация  большинства действующих проектов  с международными финансовыми  организациями с отказом от  принятия обязательств по новым  займам;

      - полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств. 

Тема 6. Внебюджетные специальные фонды.

    Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Внебюджетные  фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом .

Информация о работе Лекции по "Финансам"