Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций
Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.
обеспечение
приоритетного финансирования социальных
расходов, сокращение и полное погашение
задолженности по выплатам населению.
Тема 5.
Государственный и муниципальный
кредит.
Государственное кредитование – представляет собой совокупность финансовых отношений, при которых государство осуществляет привлечение временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения на условиях возвратности, платности и срочности.
Государственный кредит выступает в качестве экономических отношений, при которых государство выступает в качестве:
В условиях государственного кредита денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государственной власти и представляют собой дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, например, на финансирование бюджетного дефицита.
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов государством за счет временно свободных денежных средств населения и организаций – это одна из сторон государственно- кредитных отношений.
Государственный кредит как финансовая категория выполняет функции:
Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ обязательства третьих лиц.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям:
1.
По валютному критерию он
2.
В зависимости от срока
3.
По срокам государственный
4. По уровню управления долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный государственный долг. При этом Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам Российской Федерации, если они не были ими гарантированы.
Долговые обязательства РФ могут осуществляться в виде обязательств по:
Долговые обязательства субъекта РФ могут осуществляться в виде обязательств по:
Долговые обязательства муниципального образования могут осуществляться в виде обязательств по:
1)
ценным бумагам муниципального
образования (муниципальным
Цель управления государственным долгом – оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
Под управлением государственным кредитом (на макроуровне) понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
Управление задолженностью осуществляется законодательными органами и заключается в:
Под управлением государственным кредитом (на микроуровне) понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием и погашением государственного кредита.
Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств, так и кредитования. Оперативное управление государственным кредитом осуществляет Минфин РФ или Казначейство совместно с Центральным банком. Также созданы два департамента: департамент управления государственным внутренним долгом и департамент управления государственным внешним долгом.
К основным методам государственного регулирования относятся:
В процессе управления государственным кредитом решаются такие основные задачи, как:
Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2009 – 2011 годы будет направлена на:
-
обеспечение
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
-
дальнейшее уменьшение
-
использование государственных
гарантий для реализации
-
продолжение проведения
Рис. 7. Структура государственного долга
В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2009 – 2011 годах будет исходить из целей обеспечения сбалансированности федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Государственный
внешний долг формируется за счет
государственных внешних
Предельные объемы государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете.
Реконструкция государственного внешнего долга представляет собой погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) с установление иных условий обслуживания и сроков его погашения.
Формирование
внешнего долга является одним из
элементов привлечения
В сфере внешних заимствований основными принципами долговой политики в 2009 – 2011 годах являются:
- отказ от заимствований на международных рынках капитала;
-
завершение и ускоренная
-
полный отказ от привлечения новых кредитов
правительств иностранных государств.
Тема 6. Внебюджетные специальные фонды.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.
Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом .