Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций
Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.
- определяет планируемый объем реализации;
- оценивает данные статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации.
Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.
Результатом использования метода процента от реализации является расчет по балансу необходимых дополнительных источников внешнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции.
4.
Методы экономико-
Методы
экономико-математического
Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов:
Применение экономико-математических моделей дает возможность рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать оптимальный.
5. Метод денежных потоков.
Один из принципов организации финансов предприятия – принцип плановости предполагает необходимость финансового планирования. Данный принцип реализуется через систему бюджетирования.
Метод денежных потоков (бюджетирования) носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
План денежного потока, или прогнозный отчет о движении денежных средств, состоит из трех частей: денежные потоки от операционной (текущей) деятельности предприятия, от инвестиционной деятельности и связанные с финансовой деятельностью.
В первой части отражаются поступления денежных средств от реализации товаров, работ и услуг, авансов от покупателей и заказчиков. В качестве оттока денежных средств показываются платежи за сырье, материалы, коммунальные платежи, выплаты заработной платы, уплаченные налоги и сборы и другие платежи.
Во второй части показываются денежные потоки, связанные с приобретением и продажей имущества долгосрочного пользования, т. е. основных средств и нематериальных активов.
Финансовая деятельность предполагает притоки и оттоки денежных средств по кредитам, займам, эмиссии ценных бумаг.
Чистый денежный поток - это сумма денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Он представляет собой разницу между суммой всех поступлений денежных средств и суммой всех платежей за один и тот же период. Именно чистые денежные потоки различных периодов дисконтируются при оценке эффективности проекта.
Методы построения денежного потока: прямой и косвенный.
При использовании плана денежного потока прямым методом суммируются данные о предполагаемой выручке и вычитаются все планируемые денежные затраты.
Недостаток прямого метода расчета денежного потока заключается в том, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия. Эту взаимосвязь позволяет установить косвенный метод.
При использовании косвенного метода финансовый результат, полученный по данным бухгалтерского учета (прибыль или убыток), нужно преобразовать с помощью ряда корректировочных процедур в величину изменения денежных средств за период.
В международных стандартах финансовой отчетности для планирования рекомендуется использовать прямой метод. Косвенный метод применяют, когда отсутствуют прогнозные значения выручки и всех денежных расходов, но есть достаточно точный прогноз финансового результата. Денежный поток прогнозируется на основе исходных данных, предоставленных специалистами предприятия или внешними консультантами.
Виды финансового планирования.
В зависимости от периода их действия финансовое планирование в организациях включает три основные подсистемы:
а) перспективное (стратегическое) финансовое планирование;
б) текущее финансовое планирование;
в) оперативное финансовое планирование.
Для каждого вида планирования разрабатываются определенные формы финансовых планов и существуют сроки их реализации (таблица 9).
Таблица 9
Подсистемы финансового планирования и формы разрабатываемых планов
Подсистема финансового планирования | Формы разрабатываемых планов | Период планирования | |
1 | 2 | 3 | |
Перспективное (стратегическое) планирование | Прогноз отчета
о прибылях и убытках.
Прогноз движения денежных средств. Прогноз бухгалтерского баланса |
3-5 лет | |
Текущее планирование | План доходов
и расходов по операционной деятельности.
План доходов и расходов по инвестиционной деятельности. План поступления и расходования денежных средств. Балансовый план. |
1 год | |
1 | 2 | 3 | |
Оперативное
планирование |
Платежный календарь.
Налоговый календарь. Кассовый план. Расчет потребности в краткосрочных кредитных ресурсах (кредитный план) |
Декада, месяц, квартал |
Все
подсистемы финансового планирования
на предприятии находятся во взаимосвязи
и осуществляются в определенной
последовательности. Исходным этапом
планирования является стратегическое
финансовое планирование и прогнозирование
основных направлений финансовой деятельности
организации. На стадии текущего финансового
планирования формируется база для разработки
оперативных финансовых планов.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
-
как деятельность специальных
контролирующих органов за
-
как неотъемлемый элемент
Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля, прежде всего, являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы.
Финансовый контроль охватывает все сферы общественного воспроизводства, сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Он обеспечивает интересы государства и всех экономических субъектов.
Финансовый контроль – это средство для реализации финансовой политики государства, обеспечение стабильного финансового положения экономики.
Финансовый контроль предполагает разработку, утверждение, исполнение бюджетов, контроль за финансовой деятельностью предприятий, банков, финансовых корпораций.
Финансовый контроль негосударственной сферы предполагает контроль выполнения денежных обязательств перед государством (налоги), выполнение установленных государством правил ведения отчетности и т.д.
Финансовый контроль осуществляется также со стороны кредитных учреждений, акционеров и по линии внутреннего контроля.
Финансовый контроль – важнейший инструмент управления финансами.
Финансовый контроль можно разделить на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный.
Цель государственного финансового контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.
Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль.
Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.
Аудиторский контроль – это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы.
Принципы организации финансового контроля:
- независимость;
- объективность;
- компетентность;
- гласность;
- результативность контроля;
-
четкость и логичность
Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:
- обязательный (внешний);
- инициативный (внутренний);
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий;
- президентский;
- законодательных органов власти и местного самоуправления;
- исполнительных органов власти;
- финансово-кредитных органов;