Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций
Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.
Однако
подлинную революцию в
В 1970 г. наступил период разочарования в кейнсианстве, поскольку предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить инфляцию, падение производства, увеличение безработицы.
Длительный
путь исторического развития хозяйственной
деятельности подтвердил общую для
любой экономики
В конечном счете в обществе остаются те организации, те его участники, которые оказались наиболее результативными, эффективными в своей сфере деятельности. В современных условиях к ним можно отнести – домашние хозяйства, предприятия и государство.
Финансовая
наука как самостоятельное
Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей». Основное место в трудах ученых занимало исследование государственных финансов.
В этот же период времени в экономической науке развивалось социал-демократическое течение, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин. Основное содержание его работ – критика государственной финансовой политики.
С конца 1920 до начала 1950 гг. был период становления науки о финансах СССР, доказывающий преимущества советских финансов перед финансами капиталистических государств. Разрабатывались частные вопросы финансов. Классиком этого периода стал в. Дьяченко, в своих многочисленных трудах разработавший основы теории финансов. В начале 1960 г. появился новый вид финансовых исследований. Следует отметить работы А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий.
Характеризуя
современное состояние
Тема 2.
Бюджетное устройство
и бюджетная система.
Государственный бюджет является важным звеном финансовой
системы
страны и выступает как
Это форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Государственный бюджет занимает важное место в составе
финансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства
Бюджет - единство основных финансовых категорий (налогов,
государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП .
В бюджете
ежегодно централизуются поступления
налогов с предприятий
Состояние
бюджета, особенности его формирования
и расходования служат важным показателем
эффективности экономической
В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.
Подготовка бюджета на предстоящий год начинается с составления прогноза социально - экономического развития страны и в дальнейшем опирается на показатели этого прогноза. Это в полной мере относится к подготовке бюджета РФ как финансового плана правительства.
Следовательно государственный бюджет выражает экономические отношения, в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств.
Отличительные особенности государственного бюджета заключается в следующем:
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения экономической и юридической основы взаимодействие между всеми ее видами бюджета. Различают три типа государственного устройства:
- унитарный который имеет двух уровневую систему управления – это местное и центральное органы власти (Великобритания, Япония и др.);
-
федеративное государство
-
конфедеративное государство
Бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов всех уровней а также институтов и процедур их формирования и расходования. Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве страны, она регулируется положениями Конституции и нормами права.
Бюджетное устройство Российской Федерации определяется федеративным устройством Российской Федерации и существующей экономической системы (рис.2).
1 уровень -
2 уровень -
3 уровень -
Рис. 2. Бюджетная система Российской Федерации
Основой построения бюджетной системы закреплены конституцией Российской Федерации и конституцией субъектов РФ.
Бюджетная система РФ в соответствии с бюджетным законодательством базируется на следующих принципах:
•единства бюджетной системы РФ;
•самостоятельности разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
•самостоятельности бюджетов;
•полноты отражения доходов и расходов бюджета;
•сбалансированности бюджета;
•эффективности и экономности использования бюджетных средств;
•совокупного покрытия расходов бюджета;
•гласности;
•достоверности бюджета;
•адресного и целевого характера бюджетных средств.
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в
целом, они не утверждаются , т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей .
Взаимосвязи
звеньев бюджетной системы
принципы:
•распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по
уровням бюджетной системы;
•равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных
образований;
•выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов РФ, муниципальных образований;
•равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным
бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов РФ.
Основные задачи бюджетной политики в условиях рыночных реформ состоят в том, чтобы создать в России условия для упрочения принципов рыночной экономики и предпосылки для экономического роста. Для этого необходимо решить следующие задачи :
обеспечение эффективного продолжения мероприятий экономической реформы;
удержание экономики от спада производства и поддержание сил экономического роста;