Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

    Однако  подлинную революцию в экономической  теории произвела публикация «Общей теории занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса. С его именем связанно рождение нового направления  западной экономической мысли – кейнсианства, поставившего в центр проблемы экономической и финансовой политики государства.

    В 1970 г. наступил период разочарования  в кейнсианстве, поскольку предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить инфляцию, падение производства, увеличение безработицы.

    Длительный  путь исторического развития хозяйственной  деятельности подтвердил общую для  любой экономики закономерность:

В конечном счете в обществе остаются те организации, те его участники, которые оказались  наиболее результативными, эффективными в своей сфере деятельности. В современных условиях к ним можно отнести – домашние хозяйства, предприятия и государство.

    Финансовая  наука как самостоятельное явление  начала складываться в России в начале 19 вв. В этот период появляются первые крупные работы в области финансов, когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов И. Озерова, П. Ходского, В. Лебедева и др.

Российские  ученые-финансисты  разрабатывали  как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей». Основное место в трудах ученых занимало исследование государственных финансов.

    В этот же период времени в экономической науке развивалось социал-демократическое течение, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин. Основное содержание его работ – критика государственной финансовой политики.

    С конца 1920 до начала 1950 гг. был период становления науки о финансах СССР, доказывающий преимущества советских финансов перед финансами капиталистических государств. Разрабатывались частные вопросы финансов. Классиком этого периода стал в. Дьяченко, в своих многочисленных трудах разработавший основы теории финансов. В начале 1960 г. появился новый вид финансовых исследований. Следует отметить работы А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий.

    Характеризуя  современное состояние финансовой науки В РФ, следует отметить практическое отсутствие глубоких теоретических трудов в этой области. Это объясняется затруднением из-за неподготовленности большинства экономистов к применению современной методологии изучений явлений рыночной экономики и отсутствия стабильной финансовой информации. 

Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система. 

    Государственный бюджет является важным звеном финансовой

системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

Это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения деятельности государства  и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет занимает важное место в составе

финансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства

    Бюджет - единство основных финансовых категорий (налогов,

государственного  кредита, государственных расходов) в их действии. Посредством бюджета  государством осуществляются мобилизация  денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП .

В бюджете  ежегодно централизуются поступления  налогов с предприятий различных  форм собственности, организаций, учреждений населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.

Состояние бюджета, особенности его формирования и расходования служат важным показателем  эффективности экономической политики, проводимой государством.

В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.

Подготовка  бюджета на предстоящий год начинается с составления прогноза социально - экономического развития страны и в дальнейшем опирается на показатели этого прогноза. Это в полной мере относится к подготовке бюджета РФ как финансового плана правительства.

    Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти – парламентами, Государственной Думой, советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

Следовательно государственный бюджет выражает экономические отношения, в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств.

Отличительные особенности государственного бюджета  заключается в следующем:

  1. Бюджетные отношения являются особой формой экономических перераспределительных отношений связанных с национальным доходом в руках государства и его использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества.
  2. При помощи государственного бюджета осуществляется процесс перераспределения ресурсов, сконцентрированных в денежном фонде страны. Например, всегда существуют отрасли с низкой доходностью (энергетика, транспорт и т.д.) продукция и услуги которых очень важны. Бюджетные отношения позволяют перераспределять доходы высокоприбыльных отраслей в отрасли с низкой доходностью, что обеспечивает экономическое равновесие в обществе.
  3. По средствам государственного бюджета не только осуществляется перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики. Например изменение налоговых платежей и налоговых ставок является действенным инструментом финансовой политики государства.
  4. В условиях рыночной экономики мероприятия бюджетной политики должны быть продуманны, скоординированы с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой государства.
  5. Бюджетное распределение занимает центральное место в составе государственных финансов.  Так как в государственном бюджете отражаются все экономические процессы в обществе, находят свое выражение финансовые институты – налоги, государственные расходы, государственные займы и т.д., то его можно охарактеризовать как основной финансовый план государства.

      Бюджетное устройство – это организация  бюджетной системы, принципы ее построения экономической и юридической  основы взаимодействие между всеми ее видами бюджета. Различают три типа государственного устройства:

      - унитарный который имеет двух  уровневую систему управления  – это местное и центральное  органы власти (Великобритания, Япония  и др.);

      - федеративное государство имеет  трех уровневую систему: федеральные органы власти, субъекты федераций, местные органы власти (США, Канада, Германия);

      - конфедеративное государство имеет  союз государств по определенному признаку. Единый бюджет конфедерации формируется путем отчисления средств из бюджетов государств входящих в состав конфедерации.

    Бюджетная система представляет собой совокупность государственных бюджетов всех уровней а также институтов и процедур их формирования и расходования. Бюджетная система основана на экономических отношениях и государственном устройстве страны, она регулируется положениями Конституции и нормами права.

      Бюджетное устройство Российской Федерации определяется федеративным устройством Российской Федерации и существующей экономической системы (рис.2).

1 уровень -

2 уровень -

3 уровень -

     

     Рис. 2. Бюджетная система Российской Федерации

      Основой построения бюджетной системы закреплены конституцией Российской Федерации и конституцией субъектов РФ.

Бюджетная система РФ в соответствии с бюджетным  законодательством базируется на следующих  принципах:

единства бюджетной системы РФ;

самостоятельности разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджета;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

совокупного покрытия расходов бюджета;

гласности;

достоверности бюджета;

адресного и целевого характера бюджетных средств.

Свод  бюджетов всех уровней составляет консолидированный  бюджет РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в

целом, они  не утверждаются , т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических  и статистических целей .

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются  через механизм межбюджетных отношений , в основу которых заложены

принципы:

распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по

уровням бюджетной системы;

равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных

образований;

выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности

субъектов РФ, муниципальных образований;

равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным

бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов РФ.

Основные  задачи бюджетной политики в условиях рыночных реформ состоят в том, чтобы создать в России условия для упрочения принципов рыночной экономики и предпосылки для экономического роста. Для этого необходимо решить следующие задачи :

    обеспечение эффективного продолжения мероприятий  экономической реформы;

    удержание экономики от спада производства и поддержание сил экономического роста;

  • обеспечение финансовой стабилизации;
  • стимулирование инвестиционной активности, увеличение доли

Информация о работе Лекции по "Финансам"