Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.

Работа содержит 1 файл

Финансы-лекции.doc

— 508.50 Кб (Скачать)
 
 

Тема 1. Теоретические основы финансов 

    Финансы - это термин, которым принято  обозначать денежные

отношения, возникающие между экономическими субъектами в

процессе  формирования, распределения и использования  фондов

денежных  средств. Экономическим содержанием финансов являются деньги.

Исторически финансами было принято называть денежные платежи. В настоящее время  термин финансы употребляется весьма широко и применяется для обозначения  денежных потоков и фондов, возникающих  в ходе хозяйственной деятельности, и их использования.

    Необходимым условием возникновения финансов является также наличие субъектов их формирования и использования, т.е. финансы –  это не только сами деньги, но и отношения (двухсторонние или многосторонние ), связанные с их движением в  экономической среде.

Экономический субъект – это юридическое  или физическое лицо, являющееся носителем  прав и обязанностей.

    Экономических субъектов, действующих в современной  экономике принято делить на три  больших группы: это хозяйствующие  субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство.

Соответственно  различают финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы.

Финансовые  отношения у экономических субъектов  возникают с такими институтами:

  • органами государственного управления по платежам различного 

     рода (таможенные пошлины, госпошлина, визовый сбор и т.д.);

-    органами налоговой службы при  внесении налогов и др. платежей;

  • органами муниципального управления при приватизации жилья,

     земельного участка, при уплате административных штрафов и т.д;

-    банковской системой при получении  и погашении кредитов, и т.д;

       страховыми компаниями по всем  видам страхования.

Сущность  финансов проявляется в их функциях. Экономисты по-разному рассматривают  функции финансов. Одни считают, что финансы выполняют три функции (создание фондов, распределение фондов, контроль); другие утверждают, что финансам присущи такие функции, как стимулирующая, регулирующая, накопительная, производственная и т.д .

Многие  экономисты считают, что финансы выполняют две основные функции:

- распределительную

- контрольную 

Распределительная функция финансов связана с распределением

стоимости произведенного продукта, формированием  у субъектов хозяйственной жизни  доходов и накоплений, с созданием фондов

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над

распределением  продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

    В ходе создания и реализации продукции  производятся затраты, создаются и  распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности.

Денежные  ресурсы, действующие в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности.

Конечным  результатом хозяйственной деятельности в масштабах

страны  является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной в масштабах всей экономики.

    Для определения величины валового внутреннего  продукта из совокупного общественного продукта необходимо вычесть

стоимость всех затрат на сырье, материалы, топливо  и другие элементы, образующие повторный  счет.

Таким образом, в стоимость валового внутреннего  продукта, входят

величина  амортизации, зарплаты и прибыли. Если из валового внутреннего продукта вычесть амортизацию основного капитала, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части:

    одна  часть национального дохода расходуется  на     непроизводственное потребление 

    другая  часть идет на возмещение и развитие средств производства   т.е. на инвестиции, которые обеспечивают непрерывность  производства, его рост и прогресс.

Поэтому, говоря о структуре национального дохода, его принято

делить  на фонд потребления и фонд накопления – потребление и

инвестиции. Таким образом, можно констатировать, что структура

общественного продукта предопределяет структуру  первичного

распределения финансов.

     Финансовая  система – совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства, предприятий и домохозяйств.

     В условиях рыночных отношений  финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны  форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

Финансовая  система охватывает следующие звенья:

финансы хозяйствующих субъектов;

финансы домашних хозяйств;

государственные финансы.

Каждое  звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.

    Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой

финансовой  системы страны. Они обеспечивают процесс создания и

распределения общественного продукта и национального дохода и

являются  главным источником формирования государственного

состояния финансов предприятий.

    Важное  место в финансовой системе занимают финансы домашних хозяйств (граждан ) – это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и пользования денежных доходов семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет следующих источников:

- заработная плата;  доходы от предпринимательской  деятельности;

- доходы от  операций с личным имуществом;

- доходы от  владения ценными бумагами и  денежных накоплений

  в финансово-кредитной  сфере;

    доходы в  виде льгот и выплат со стороны  государства и т .д.

Денежные расходы  семейного бюджета подразделяются на три

группы:

1. Налоги, платежи;

2. Потребительские расходы;

3. Сбережения  и накопления

Сущность  государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в руках органов государственной власти необходима для выполнения государством своих функций. Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Государственный бюджет утверждается Федеральным собранием Российской Федерации как закон.

В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).

     Финансовая  система зависит от типа государства (унитарное (единое) и федеративное (союзное)).

     Унитарные государства имеют двухуровневую  финансовую систему. Финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципальными органами.

     Федеративные  государства имеют трехуровневую  финансовую систему: центральная финансовая система, региональная (субъекты федерации) и местная финансовая система.

     Ведущее звено финансовой системы – это государственный бюджет.

      Финансовая  система РФ, как любого федеративного  государства, имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы  находится в распоряжении государства  и выступает как сфера централизованных финансов. Одновременно функционирует сфера  децентрализованных финансов.

 Финансовая  система РФ включает следующие  звенья финансовых отношений  (см. рис.1):

  1. Государственная бюджетная система;
  2. Государственный кредит;
  3. Внебюджетные специальные фонды;
  4. Фонды имущественного и личного страхования;
  5. Финансы организаций (предприятий).

Централизованные  финансы — важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Децентрализованные  финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства. 

 

Рис. 1 

    Государственные финансы – сфера денежных отношений  по поводу распределения и перераспределения  стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают:

     Бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для финансового обеспечения функций государства и местных органов власти.

     Государственный кредит – это важное звено финансовой системы, при помощи которого государство формирует денежные средства для покрытия своих расходов, как правило, для финансирования дефицита бюджета.

     Внебюджетные  специальные фонды – имеют целевое назначение. Они классифицируются на экономические и социальные. Наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды социального страхования.

     Финансы государственных предприятий – эта сфера получает развитие в результате национализации ряда отраслей.

    На  начальных этапах формирования самостоятельной  науки политической экономии ее объектом стала сфера обращения товаров, а не их производство. Первая школа  политической экономии- меркантилизм – стала выражением интересов купечества, которое и развивало мировую торговлю и которому государство должно было помогать в расширении его международной деятельности.

    С четким разделение благ на индивидуальные и общественные, которые должны производить и обменивать частные предприятия или производить и распределять государство, перед экономистами встала проблема их качественного различия. Проблема была поднята Вильфредо Парето в «Богатстве и благосостоянии», а так же Артуром Сесилем Пигу в «Экономической теории благосостояния».

Информация о работе Лекции по "Финансам"