Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:58, курс лекций
Тема 1. Теоретические основы финансов
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Тема 3. Бюджетный процесс.
Тема 4. Доходы и расходы бюджета.
Тема 1.
Теоретические основы
финансов
Финансы - это термин, которым принято обозначать денежные
отношения,
возникающие между
процессе формирования, распределения и использования фондов
денежных средств. Экономическим содержанием финансов являются деньги.
Исторически финансами было принято называть денежные платежи. В настоящее время термин финансы употребляется весьма широко и применяется для обозначения денежных потоков и фондов, возникающих в ходе хозяйственной деятельности, и их использования.
Необходимым
условием возникновения финансов является
также наличие субъектов их формирования
и использования, т.е. финансы –
это не только сами деньги, но и отношения
(двухсторонние или
Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.
Экономических субъектов, действующих в современной экономике принято делить на три больших группы: это хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство.
Соответственно различают финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы.
Финансовые
отношения у экономических
рода (таможенные пошлины,
- органами налоговой службы при внесении налогов и др. платежей;
земельного участка, при уплате административных штрафов и т.д;
-
банковской системой при
страховыми компаниями по всем видам страхования.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Экономисты по-разному рассматривают функции финансов. Одни считают, что финансы выполняют три функции (создание фондов, распределение фондов, контроль); другие утверждают, что финансам присущи такие функции, как стимулирующая, регулирующая, накопительная, производственная и т.д .
Многие экономисты считают, что финансы выполняют две основные функции:
- распределительную
- контрольную
Распределительная функция финансов связана с распределением
стоимости
произведенного продукта, формированием
у субъектов хозяйственной
Контрольная функция финансов проявляется в контроле над
распределением продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности.
Денежные
ресурсы, действующие в этом процессе
в качестве затрат и доходов, получают
свое выражение в виде финансовых
потоков, движение которых встроено
в процесс хозяйственной
Конечным результатом хозяйственной деятельности в масштабах
страны является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной в масштабах всей экономики.
Для определения величины валового внутреннего продукта из совокупного общественного продукта необходимо вычесть
стоимость всех затрат на сырье, материалы, топливо и другие элементы, образующие повторный счет.
Таким образом, в стоимость валового внутреннего продукта, входят
величина амортизации, зарплаты и прибыли. Если из валового внутреннего продукта вычесть амортизацию основного капитала, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части:
одна часть национального дохода расходуется на непроизводственное потребление
другая часть идет на возмещение и развитие средств производства т.е. на инвестиции, которые обеспечивают непрерывность производства, его рост и прогресс.
Поэтому, говоря о структуре национального дохода, его принято
делить на фонд потребления и фонд накопления – потребление и
инвестиции. Таким образом, можно констатировать, что структура
общественного продукта предопределяет структуру первичного
распределения финансов.
Финансовая система – совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства, предприятий и домохозяйств.
В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).
Финансовая система охватывает следующие звенья:
•финансы хозяйствующих субъектов;
•финансы домашних хозяйств;
•государственные финансы.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой
финансовой системы страны. Они обеспечивают процесс создания и
распределения общественного продукта и национального дохода и
являются главным источником формирования государственного
состояния финансов предприятий.
Важное место в финансовой системе занимают финансы домашних хозяйств (граждан ) – это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и пользования денежных доходов семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет следующих источников:
- заработная плата; доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от операций с личным имуществом;
- доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений
в финансово-кредитной сфере;
доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т .д.
Денежные расходы
семейного бюджета
группы:
1. Налоги, платежи;
2. Потребительские расходы;
3. Сбережения и накопления
Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в руках органов государственной власти необходима для выполнения государством своих функций. Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Государственный бюджет утверждается Федеральным собранием Российской Федерации как закон.
В условиях рыночных отношений финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера).
Финансовая система зависит от типа государства (унитарное (единое) и федеративное (союзное)).
Унитарные
государства имеют
Федеративные
государства имеют
Ведущее звено финансовой системы – это государственный бюджет.
Финансовая
система РФ, как любого федеративного
государства, имеет три уровня: центра,
регионов и местных органов
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений (см. рис.1):
Централизованные финансы — важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.
Децентрализованные
финансы составляют основу финансовой
системы, поскольку именно здесь, в сфере
материального производства формируется
преобладающая часть финансовых ресурсов
страны. Они объединяют финансы предприятий
(организаций) и финансы домашнего хозяйства.
Рис. 1
Государственные
финансы – сфера денежных отношений
по поводу распределения и
Бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для финансового обеспечения функций государства и местных органов власти.
Государственный кредит – это важное звено финансовой системы, при помощи которого государство формирует денежные средства для покрытия своих расходов, как правило, для финансирования дефицита бюджета.
Внебюджетные специальные фонды – имеют целевое назначение. Они классифицируются на экономические и социальные. Наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды социального страхования.
Финансы государственных предприятий – эта сфера получает развитие в результате национализации ряда отраслей.
На начальных этапах формирования самостоятельной науки политической экономии ее объектом стала сфера обращения товаров, а не их производство. Первая школа политической экономии- меркантилизм – стала выражением интересов купечества, которое и развивало мировую торговлю и которому государство должно было помогать в расширении его международной деятельности.
С четким разделение благ на индивидуальные и общественные, которые должны производить и обменивать частные предприятия или производить и распределять государство, перед экономистами встала проблема их качественного различия. Проблема была поднята Вильфредо Парето в «Богатстве и благосостоянии», а так же Артуром Сесилем Пигу в «Экономической теории благосостояния».