Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в лице малого бизнеса должно иметь большое будущее в нашей стране. Из давно сложившейся мировой практики, известно, что, малое предпринимательство, способствуя насыщению рынка товарами и услугами, росту здоровой конкуренции, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства, является одним из индикаторов успешного развития экономики. Еще в 50-х годах во многих зарубежных странах были созданы специализированные сети центральных и региональных государственных органов управления и системы прямой и косвенной финансовой поддержки. В Казахстане же такая экономика развивается слабо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА БАНКАМИ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В АО "БАНКТУРАНАЛЕМ"
2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

кредитование малого бизнеса.docx

— 113.80 Кб (Скачать)

кредитование малый бизнес кредитоспособность 
 
 

Зарегистрировнные 

Юридич. лица  

Крестьянские (фермерские хозяйства)  

Активные (юр.лица) 

Численность занятых, тыс.чел 

Юридич. лица 

Крестьян-е (фермер-е хозяйства)  

2004 76 743 76743 105 170 30 172 340,7 340,7  

2005  193 165 87995 119 080 33 778 650,5 385 265,5 

2006  221 262 102182 137 870 39 590 742,8 428,8 314 

2007  254 794 116924 149 357 42 516 831,4 467,4 364 

2008  280 136 130779 176 110 46 194 859,2 482,5 376,7 

2009  321 197 145087  51 339 933,6 524,6 409 
 

  

Источник: Агентство  по статистике Республики Казахстан. 

В настоящее время: 

- упрощен порядок  регистрации субъектов малого  бизнеса - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора  уменьшен в четыре раза; 

- упрощена процедура  сертификации продукции для субъектов  малого бизнеса; 

- введены льготы  по регистрации недвижимости  и права на землю; 

- сокращено число  контролирующих и инспектирующих  государственных органов и платных  услуг, осуществляемых ими; 

- проводятся тендеры  по передаче субъектам малого  бизнеса, занимающимся производственной  деятельностью, неиспользуемых площадей  и земель, а также объектов  незавершенного строительства; 

- введена система  упрощенного бухгалтерского учета  для субъектов малого бизнеса. 

Разработаны и утверждены следующие схемы кредитования субъектов  малого бизнеса: 

- для обеспечения  кредитными средствами развития  малого бизнеса, фермерских хозяйств, создания рабочих мест в объеме 100 млн. долл. США получены средства  Азиатского Банка Развития в  объеме 50 млн. долл. США и 50 млн.  долл.США Европейского Банка Реконструкции и Развития; 

- микрокредитование,  предусматривающее выдачу кредитов в объеме до 400 долларов США 30 тысячам семьям села; 

- софинансирование  сельскохозяйственных проектов, предусматривающее  кредитование сельскохозяйственных  проектов на условиях софинансирования, как со стороны банков второго  уровня, так и государства. 

В Стратегии развития Казахстана малое предпринимательство  является одним из приоритетных направлений. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 6 ноября 2007 года №1039 «Об утверждений Плана первоочередных действий по стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан» из средств местного бюджета на второе полугодие 2008 года выделено 200 млн. тенге.[4] для кредитования проектов субъектов малого предпринимательства в рамках Программы софинансирования АО «ФРП «Даму» с местными исполнительными органами. 

В рамках реализации Государственной программы развития и поддержки малого бизнеса в  Республике Казахстан было создано  три кредитных товарищества в  Алматинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской  областях. В ряде регионов утверждены перечни объектов коммунальной собственности  для залогового обеспечения кредитов. С целью активизации развития бизнеса начато создание технопарков  и бизнес-инкубаторов. В Астане создано открытое акционерное общество "Астанатехнопарк". 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач: 

- совершенствование  системы налогового администрирования  малого предпринимательства; 

- облегчение доступа  малого предпринимательства к  кредитным ресурсам; 

- повышение эффективности  государственных и негосударственных  институтов поддержки малого  предпринимательства; 

- оптимизация государственного  регулирования предпринимательства; 

- создание единой  образовательной и информационно-методической  системы поддержки малого предпринимательства; 

- совершенствование  нормативной правовой базы по  вопросам предпринимательства. 

Основными направлениями  и механизмом реализации Программы  являются следующие мероприятия: 

1. Совершенствование  системы налогового администрирования  малого предпринимательства. 

2. Развитие системы  финансово-кредитной и инвестиционной  поддержки малого предпринимательства. 

3. Развитие инфраструктуры  малого предпринимательства. 

4. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение  и пропаганда малого предпринимательства. 

5. Систематизация  и совершенствование нормативной  правовой базы по вопросам  предпринимательства. 

В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить институциональные условия  для: перехода малого предпринимательства  к диверсификации, расширению профильности, перевода инвестиционных потоков в  новые отрасли; увеличения активов  предприятий малого предпринимательства; создания наукоемких экспортоориентированных  производств и выхода продукции (работ, услуг) малого предпринимательства  на внешние рынки. 

Управлением предпринимательства  и промышленности постоянно ведется  работа по мониторингу деятельности субъектов малого предпринимательства  города Алматы. По состоянию на 1 ноября 2008 года в Алматы количество субъектов  малого предпринимательства активно  работающих на рынке, по сравнению соответствующим  периодом прошлого года выросла на 5,7% и составило 63 756 единиц, в том числе 16 193 юридических лиц, 47 553 индивидуальных предпринимателей и 10 крестьянских хозяйств. Численность занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 10,2% и составила 279 449 человек. Выпуск продукций активными субъектами малого предпринимательства за 10 месяцев 2008 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,5% и составил 428 321,0 млн. тенге. Число зарегистрированных юридических лиц составило 70057 единиц, что на 7,4% больше, чем по состоянию на 1 ноября 2007 года. Доля активных юридических лиц составила 23,1%. По состоянию на 1 ноября 2008 года доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в бюджет города составляет 61,2% или в денежном выражении 265,4 млрд. тенге, из них 194,9 млрд. тенге субъектами малого бизнеса, субъектами среднего бизнеса 70,5 млрд. тенге. 

1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ  КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

Под методами кредитования субъектов малого бизнеса следует  понимать способы выдачи и погашения  кредита в соответствии с принципами кредитования. Метод кредитования можно  определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов. 

В современной банковской практике применяется два метода кредитования. Сущность первого метода состоит в том, что вопрос о  предоставлении ссуды решается каждый раз в индивидуальном порядке. Ссуда  выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в средствах. Этот метод применяется при предоставлении ссуд на конкретные сроки, т.е. срочных  ссуд. 

При втором методе ссуды  предоставляются в пределах заранее  установленного банком для заемщика лимита кредитования, который используется им по мере потребности путем оплаты предъявленных ему платежных  документов в течение определенного  периода. Такая форма предоставления кредита называется открытием кредитной  линии. Открытая кредитная линия  позволяет оплатить за счет кредита  любые расчетно-денежные документы, предусмотренные в кредитном  соглашении, заключаемом между клиентом и банком. Кредитная линия открывается  на один год, но может быть открыта  и на более короткий период. В  течение срока кредитной линии  клиент может в любой момент получить ссуду без дополнительных переговоров  с банком и каких-либо оформлений. Однако за банком сохраняется право  отказать клиенту в выдаче ссуды  в рамках утвержденного лимита, если он установит ухудшение финансового  положения заемщика. Кредитная линия  открывается, как правило, клиентам с устойчивым финансовым положением и хорошей репутацией. По просьбе  клиента лимит кредитования может  пересматриваться. 

Различают возобновляемую и невозобновляемую кредитную линию. В случае открытия невозобновляемой кредитной линии после выдачи ссуды и ее погашения отношения  между банком и клиентом заканчиваются. При возобновляемой кредитной линии (револьверной) кредит предоставляется  и погашается в пределах установленного лимита задолженности автоматически. Кредитная линия может быть целевой (рамочной), если она открывается  банком клиенту для оплаты ряда поставок определенных товаров в рамках одного контракта, реализуемого в течение  года или другого периода. 

Внешне метод возобновляемой кредитной линии имеет большое  сходство с отечественным методом  кредитования по обороту укрупненного объекта. Поэтому не случайно коммерческие банки, обслуживающие старую государственную  клиентуру, по отношению к этой форме  кредитования стали использовать термин "открытая кредитная линия". Но между ними есть и различия. Так, зарубежные банки открывают кредитную  линию только первоклассным клиентам, чего нельзя сказать о наших коммерческих банках. Кроме того, различны и способы определения лимита кредитования (заранее обусловленной границы кредита), а также несоизмерим объем платежей, опосредуемых кредитом. У нас он более значителен. Этих недостатков лишено открытие кредитной линии новым, т. е. коммерческим, структурам. Но основным методом кредитования этой клиентуры является индивидуальный подход при выдаче каждой отдельной ссуды. 

Финансовая поддержка  субъектов малого предпринимательства  осуществляется путем (п. 3 ст. 19 Закона РК "О частном предпринимательстве"): 

1) закупа гарантированного  объема товаров (работ, услуг)  для государственных нужд; 

2) организации кредитования  через банки второго уровня; 

3) выдачи государственных  грантов для организации и  реализации социально значимых  проектов в отраслях экономики; 

4) реализации специальных  инвестиционных программ; 

5) предоставления  займов за счет бюджетных средств. 

Финансовую поддержку  малого предпринимательства со стороны  государства осуществляет специальный  фонд, создаваемый по решению Правительства  Республики Казахстан, единственным акционером которого выступает национальная управляющая  компания, основной целью которого является обеспечение доступа к  финансовым ресурсам. 

Проводится работа по обеспечению государственной  поддержки малого предпринимательства  через целевое финансирование. Для  этого создан Фонд развития малого предпринимательства. 
 
 

Рисунок 1. Схема рассмотрения проектов, кредитуемых Фондом развития малого предпринимательства5. 

Агентство по стратегическому  планированию и реформам совместно  с Акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные  условия, устанавливает объемы финансирования малого предпринимательства по регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает  приемлемость распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах, исходя из анализа активов  и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает уполномоченные банки и  заключает с ними кредитные соглашения. 

В схеме организована и обратная связь с тем, чтобы  вовремя корректировать принятые решения. Что касается ресурсов Фонда, то правительством предусмотрены ежегодные трансферты на пополнение кредитных ресурсов Фонда  прямо из республиканского бюджета. 

Ежегодные трансферты из бюджета придадут надежность работе Фонда и позволят ему заниматься долгосрочным кредитованием и рассчитывать свою стратегию, по крайней мере, на 2-3 года вперед. 

Другими источниками  пополнения Фонда являются средства по кредитной линии на сумму $80 млн. от Европейского Банка Реконструкции  и Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается  вопрос о специальном займе на кредитование малого бизнеса со стороны  Азиатского Банка Развития (АБР). Второй транш уже действующего займа  АБР на $50 млн. также идет на финансирование малого бизнеса. Межведомственной комиссией  принято решение ограничить верхний  предел индивидуальных кредитов суммой $200 тыс. Через НПО "Микрокредит" можно получить минимальное финансирование бизнеса в 

5 Кантарбаева А.К.  Предпринимательство институционально-эволюционный  подход. 2000. С. 136. 

объеме $400. Кроме того, Постановлением об образовании Фонда установлено, 

что средства, предусмотренные  в бюджете Фонда занятости  в размере 1,2 млрд. тенге, также пойдут на создание рабочих мест в малом  бизнесе. 

Согласно п. 3 ст. 18 Закона РК "О частном предпринимательстве" принятие программ кредитования малого предпринимательства является одним  из направлений государственной  поддержки частного предпринимательства. 

Программа Малого Бизнеса  Казахстана - это инициатива АО "Фонд Развития Малого Предпринимательства". Программа поддержана и сформирована двумя крупными международными организациями: Европейским Банком Реконструкции  и Развития и Европейским Союзом (TACIS). Программа Малого Бизнеса Казахстана начала свою деятельность с апреля 1998 года с целью предоставить Малому Бизнесу надежный и стабильный источник финансирования через долгосрочное сотрудничество между малым бизнесом и банковским сектором. В рамках Программы Малого Бизнеса Казахстана группе казахстанских банков была выделена кредитная линия в размере 100 млрд. тенге в рамках софинансирования (50/50), которые распределены между  восемью казахстанскими коммерческими  банковми: АО «Нурбанк», АО «БТА Банк», АО «Банк Центр Кредит», АО «Каспийский банк», АО «Евразийский Банк», АО «Астана Финанс», АО «АТФ Банк», АО «Цесна Банк». 

Информация о работе Кредитование малого бизнеса