Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в лице малого бизнеса должно иметь большое будущее в нашей стране. Из давно сложившейся мировой практики, известно, что, малое предпринимательство, способствуя насыщению рынка товарами и услугами, росту здоровой конкуренции, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства, является одним из индикаторов успешного развития экономики. Еще в 50-х годах во многих зарубежных странах были созданы специализированные сети центральных и региональных государственных органов управления и системы прямой и косвенной финансовой поддержки. В Казахстане же такая экономика развивается слабо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА БАНКАМИ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В АО "БАНКТУРАНАЛЕМ"
2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

кредитование малого бизнеса.docx

— 113.80 Кб (Скачать)

В исследованиях  Д.Лонгенеке, К.Моора, У. Петти подход с позиций отдельных показателей  совмещается с поиском более  принципиальных различий и предлагаются следующие критерии для определения малого бизнеса: 

- финансирование  бизнеса осуществляется одним  или небольшой группой инвесторов. Только в исключительных случаях  бизнес может иметь более 15-20 инвесторов; 

- реализуя свою  маркетинговую программу, фирмы  функционируют в географически  ограниченных зонах; 

- количество работников  в бизнесе обычно не превышает  100 человек; 

- в сравнении с  крупными фирмами, бизнес может  считаться малым. 

На основе анализа  мнений зарубежных и отечественных  ученых-экономистов можно дать следующее  определение малым формам предпринимательской  деятельности: это наименьший элемент  системы экономических отношений  рыночной экономики осуществляющее на основе спроса и предложения, обеспечивающий инновационную активность и поддержание  конкурентной среды. 

В Казахстане согласно Закону Республики Казахстан от 17.07.09 N 188-4

 "О частном предпринимательстве" (ст.6) субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. 

При этом, данным Законом (п. 4 ст. 6) определено, что субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 

- деятельность, связанную  с оборотом наркотических средств,  психотропных веществ и прекурсоров; 

- производство и  (или) оптовую реализацию подакцизной  продукции; 

- деятельность по  хранению зерна на хлебоприемных  пунктах; 

- проведение лотереи; 

- деятельность в  сфере игорного и шоу-бизнеса; 

- деятельность в  области сертификации, метрологии  и управления качеством; 

- деятельность по  добыче, переработке и реализации  нефти, нефтепродуктов, газа, электрической  и тепловой энергии; 

- деятельность, связанную  с оборотом радиоактивных материалов; 

- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских  операций) и деятельность на страховом  рынке (кроме деятельности страхового  агента); 

- аудиторскую деятельность; 

- профессиональную  деятельность на рынке ценных  бумаг. 

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования  юридического лица со среднегодовой  численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой  численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек  и среднегодовой стоимостью активов  за год не свыше 325-тысячекратного месячного  расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7 ст. 6 Закона). 

Характерной чертой малого бизнеса является то обстоятельство, что он основывается на частной собственности, имея в виду, что частная собственность  существует в разновидностях: личной, семейной, групповой и акционерной, то есть коллективной. Возможность  эффективного функционирования малых  фирм предпринимательства объясняется  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством. В приложении А представлен анализ различий между малым и крупным бизнесом. 

1. Эти преимущества  определяются: близостью к местным  рынкам сбыта продукции и быстрым  приспособлением к запросам потребителей; производством продукции малыми  партиями, что невыгодно делать  крупным фирмам, простотой и эффективностью  управления фирмой и другими.  Малому бизнесу под силу дифференциация  и индивидуализация спроса в  сфере производственного и личного  потребления. 

2. В силу массовости производства развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создается много дополнительных рабочих мест; расширяется потребительский сектор, активнее и эффективнее идет структурная перестройка производств, отраслей и экономики страны в целом, лучше используются местные сырьевые ресурсы; быстрее происходит насыщение рынка товарами и услугами, возрастает экспортный потенциал экономики страны. 

3. Кроме того, малый  бизнес является своеобразной  школой овладения знаниями, методами  и формами организации бизнеса,  разнообразной сферой приложения  труда и развития творческих  способностей предпринимателей, эффективным  способом использования свободных  производственных мощностей. Малые  предприятия эффективны не только  в сфере потребления, но и  как производители отдельных  узлов, деталей, полуфабрикатов, малых механизмов и других  предметов труда, необходимых  для производства конечной продукции,  выпуск которых экономически  невыгоден крупным фирмам, и они  по договору поручают их производство  малым предприятиям, создавая на  основе франчайзинга им выгодные  условия. 

4. Малые предприятия  включают в процесс общественного  производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход,  и национальное богатство. 

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических  и политических условиях транзитного  периода, на фоне серьезного макроэкономического  кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию. 

Развитие малого бизнеса в бывшем Советском Союзе  началось, по существу, с выхода "Закона о кооперации" (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном  секторе экономики, и возникновением частных малых предприятий. В  теневой экономике малый бизнес в строительстве, в бытовых и  строительных услугах существовал  и процветал и в условиях полного  господства планового хозяйства. Однако еще около пяти лет понадобилось, чтобы сложилось сколько-нибудь массовая база предпринимательства. 

Малое предпринимательство  Казахстана в своем становлении  прошло два этапа и находится  накануне вхождения в новый, третий, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том  числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное  положение дел в экономике  обусловили отношение ветеранов  к данному периоду как к "золотому веку" малого бизнеса. Действительно, происходило очень быстрое и  легкое накопление капиталов, развивались  производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых  услуг, розничной торговли, общественного  питания и пр. 

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые  предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного бизнеса. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. 

Конечно, в развитии малых предприятий имели место  не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился  в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и  обучение широких масс населения  основам бизнеса происходили  через развитие кооперации и малого бизнеса. 

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции  ускорителя реформ во многом оказались  в жестком противоречии с другими  направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных  традициях, с опорой исключительно  на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых  доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались  на явную недееспособность государственного аппарата. 

Необходим был кардинально  иной экономический курс, который  воплотился уже в реформах типа шоковой  терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии казахстанского малого бизнеса. Малый бизнес смог сыграть  роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в казахстанской экономике. Кроме того, он спасал многие предприятия  от немедленного краха из-за разрыва  прежних, хотя и неэффективных, но все  же работавших хозяйственных связей. 

В экономике Республики Казахстан стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной  деятельности. Получил развитие процесс  поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия  оказываются первой жертвой таких  поглощений. 

В Казахстане важным направлением деятельности по поддержке  субъектов малого предпринимательства  является оказание им содействия в  решении проблемы финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации, сбалансированности рынка товаров  и услуг, снижения уровня инфляции, процентных ставок по кредитам и повышения  доходности государственных ценных бумаг этот вопрос постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что крупные  банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее рискованные  проекты. 

В результате введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось. 

С целью создания благоприятного климата для развития малого бизнеса были разработаны  программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы и программа развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Развитие малого предпринимательства - это наименее затратный для государства  способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка  товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Опыт государственной  поддержки малого предпринимательства  на территории области в течение 2006 - 2008 годов подтверждает это. За 2006 год в области было зарегистрировано 33375 субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), из них 28298 индивидуальных предпринимателей, в том числе  крестьянских хозяйств, и 5077 предприятий, имеющих статус юридического лица. В 2007 году количество СМП составило 37010 единиц, темп роста к 2006 году составляет 110,9%. На 1 октября текущего года в  области зарегистрировано 39014 СМП, из них 33193 осуществляют свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства, 5821 - в форме юридического лица. Количество действующих субъектов малого бизнеса  за годы действия этих программ выросло  более чем в 3,5 раза, причем основной рост произошел за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей. Если в 2000 году соотношение юридические  лица - индивидуальные предприниматели  было 45 на 55, то к концу 2008 года это  соотношение изменилось на 35 на 65. Это говорит о качественном росте частного сектора в городе. По состоянию на начало 2009 года, наибольшее число предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли (48,5%) и в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям (22,2%). По показателю «плотности» малых предприятий (4000 МП на 100 тыс. жителей) Алматы находится на уровне среднеевропейских городов (4 - 6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей). 

Информация о работе Кредитование малого бизнеса