Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в лице малого бизнеса должно иметь большое будущее в нашей стране. Из давно сложившейся мировой практики, известно, что, малое предпринимательство, способствуя насыщению рынка товарами и услугами, росту здоровой конкуренции, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства, является одним из индикаторов успешного развития экономики. Еще в 50-х годах во многих зарубежных странах были созданы специализированные сети центральных и региональных государственных органов управления и системы прямой и косвенной финансовой поддержки. В Казахстане же такая экономика развивается слабо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА БАНКАМИ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В АО "БАНКТУРАНАЛЕМ"
2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

кредитование малого бизнеса.docx

— 113.80 Кб (Скачать)

преподаватель_____________________________ Кульжабаева М. Т. 

Алматы, 2009 г. 
 

ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ  МАЛОГО БИЗНЕСА 

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА  И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ 

1.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ  КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО  БИЗНЕСА 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА БАНКАМИ  ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ  СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В  АО "БАНКТУРАНАЛЕМ" 

2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ  СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 

2.3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО  БИЗНЕСА В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ  КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 

3.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО  БИЗНЕСА КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В большинстве стран  мира рост малого бизнеса имеет большое  значение для развития всей экономики  и повышения ее эффективности. Предпринимательство  является главнейшей, громадной важности политической и экономической задачей. Это - не преувеличение. Малые предприятия  – это база экономики, в перспективе - это самая устойчивая ее часть. Только с развитием малого бизнеса  возможно построение стабильно функционирующей  рыночной экономики. Неоспоримой истиной  считается, что малый бизнес формирует  дух и среду предпринимательства, без которых рыночная экономика  невозможна. Развитие малого бизнеса  должно быть основой развития государства, его экономики. Это экономическая  и социальная стабильность, как результат - стабильность политическая, это миллионы рабочих мест, это сбалансированное устойчивое развитие, это основа для  воспитания нового поколения людей, способных самостоятельно определять свою жизнь, благополучие свое и своей  семьи. 

Предпринимательство в лице малого бизнеса должно иметь  большое будущее в нашей стране. Из давно сложившейся мировой  практики, известно, что, малое предпринимательство, способствуя насыщению рынка  товарами и услугами, росту здоровой конкуренции, обладая значительным потенциалом в сфере трудоустройства, является одним из индикаторов успешного  развития экономики. Еще в 50-х годах  во многих зарубежных странах были созданы специализированные сети центральных  и региональных государственных  органов управления и системы  прямой и косвенной финансовой поддержки. В Казахстане же такая экономика  развивается слабо. 
 

   

 Сегодня, когда  всеми признана приоритетность  развития малого бизнеса, руководство  республики стало поступательно  стимулировать развитие этого  сектора экономики. Учитывая важность  мелкого бизнеса для развития  экономики, государственные органы  принимают разнообразные меры  по их экономической поддержке.  Для решения широкого круга  проблем становления малого предпринимательства  необходима разработка комплексной  государственной программы развития  малого бизнеса. Она должна  охватывать все стороны формирования  и развития малого предпринимательства. 

Меры поддержки  малого предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих  по поводу небольших размеров компаний, посредством: 

- облегчения доступа  к новым технологиям (предоставление  технологий и экономической информации, консультации и обучение); 

- облегчения доступа  к рынкам капитала (налоговые  льготы, особые нормы амортизации,  государственные инвестиционные  субсидии, льготное кредитование  в виде финансирования разницы  между рыночной и льготной  кредитными ставками; 

- внедрения кластерно-сетевого  подхода, который содействует  развитию инфраструктуры предпринимательства. 

Особое значение в системе мер поддержки субъектов  малого бизнеса имеет их кредитование. Современное состояние взаимоотношений  между банковской системой и малым  бизнесом можно охарактеризовать как  не устоявшееся, без определенных механизмов, характеризующих устойчивость управляемости  этих процессов. Основные направления  взаимосвязей прослеживаются по линии "государство - финансовая система" через Национальный банк страны и  по линии "государство - малый бизнес" посредством ряда последовательных Государственных программ поддержки  и развития малого предпринимательства. 

Реализация Государственных  программ поддержки и развития предпринимательства  позволила заложить основу становления  и развития частного предпринимательства  в Казахстане и сделала эту  тенденцию необратимым процессом. Их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Создан конкурентный рынок товаров и услуг и  определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства. 

Целью Государственной  Программы развития и поддержки  малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование  институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений программы. 

В системе взаимоотношений  по первой линии вопросы кредитования малого бизнеса находятся в общем  ряду вопросов развития финансовой системы  и пока находятся в субъективном поле деятельности банков второго уровня. Другими словами - практически по остаточному принципу уделения внимания и во многом, по мнению банкиров, по причине излишней налоговой нагрузки на банковскую систему. 

Что же касается второй линии, фундаментально важной для малого бизнеса, то и здесь вопросы кредитования не имеют четких контуров конкретных эффективных мер. Последние сводятся лишь к рекомендациям о необходимости  повышения заинтересованности банков второго уровня, чего, по нашему мнению, недостаточно, поскольку они являются частными и определяют свою политику сообразно коммерческой целесообразности. 

За последние годы быстрое развитие и укрепление финансового  сектора значительно сократили  ранее существовавший дефицит кредитных  ресурсов. Экономический рост Казахстана и конструктивная политика Национального  Банка РК усилили рост общественного  доверия и позволили динамично  развить банковский сектор страны в  результате увеличения кредитных ресурсов и растущей конкуренции казахстанские  банки стремятся предложить благоприятные  условия по кредитам в отношении  процентных ставок и сроков. Тем  не менее, масштабное распределение  кредитных ресурсов в реальную экономику, особенно в сектор малого бизнеса, все  еще отсутствует. 

Дистанция между  банковским сектором и малым бизнесом заключается в большей степени  в ограниченном сотрудничестве, которое  наблюдалось до сих пор. Установление успешного партнерства, рост взаимодоверия  подразумевают эффективность кредитных  структур и наличие соответствующих  технологий со стороны банков. 

Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена  возрастающей ролью банковских учреждений в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса. Решение проблем эффективного кредитования важно как для отдельно взятых банка и предпринимателя, так и для экономики всей страны. 

Цель дипломной  работы состоит в анализе организации  кредитования малого бизнеса в Казахстане банками второго уровня Республики Казахстан и предложении путей  совершенствования механизма взаимодействия между банками и предпринимателями. 

Задачи дипломной  работы следующие: 

1.  раскрыть основные  направления Программы поддержки  малого бизнеса банками Казахстана; 

2.  описать организацию  кредитования субъектов малого  бизнеса коммерческими банками  (на примере кредитования малого  бизнеса в коммерческих банках  Республики Казахстан, кредитной  сделки АО "БанкТуранАлем"); 

3.  рассмотреть  документы, необходимые для кредита; 

4.  провести анализ  результатов кредитования предпринимательства  по статистическим данным Национального  Банка Республики Казахстан; 

5.  предложить  пути совершенствования механизма  банковского кредитования. 

Предметом исследования является банковское кредитование субъектов  малого и среднего бизнеса, объектом исследования – АО "БанкТуранАлем". 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ  МАЛОГО БИЗНЕСА 

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА  И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ 

Малые формы хозяйствования - это прежде всего правовая форма организации трудового коллектива, как самостоятельно хозяйствующего субъекта разных форм собственности. Это и его связь с содержанием и спецификой производственной деятельности вообще. 

Малая форма хозяйствования - понятие, связанное с экономическим  потенциалом хозяйствующего субъекта числом работников, доходом и размерами  налоговых платежей. Малые предприятия  имеют специфику производственно-технологического содержания, не позволяющую разрастаться до средних, а тем более до крупных  размеров. Они лишь подвержены интеграционному единению на условиях, применяемых для участников интеграционного союза: компании, корпорации, синдикаты, тресты и другие. 

Определение "малый" по отношению к бизнесу может  пониматься в смысле числа работников, общих активов капитала, прибыли  и годового оборота. При классификации  фирм по размерам в основном учитывается  первый критерий: малым считается  предприятие с численностью работников менее 100 человек (в Казахстане до 50 чел.). Но, в то же время, одним из непременных  условий также является принадлежность предприятия определенному собственнику: оно не должно быть частью любого другого  предприятия. Еще одно дополнительное требование - это независимое управление (свобода предпринимательской деятельности): предприниматель должен быть волен  вести свое собственное дело, так  как он предпочитает. Что касается капитала, то можно заметить, что  вариабельность соотношения между  трудом и капиталом на малых предприятиях достаточно высока. 

В течение многих лет ученые различных стран пытаются дать определение малому бизнесу. В  Комитет Конгресса США было представлено около 700 определений малого бизнеса. Существуют различные критерии для  характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать  малым бизнесом предприятия с  численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем  производства и другие. Вместо этого  предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые  принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий  на процесс принятия решений. Подобную позицию занимают и Австралийские  ученые, предлагающие считать малым  бизнес, в котором 1 или 2 человека уполномочены принимать все стратегические решения  в области финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом, снабжения, маркетинга, производства или обеспечения  услуг, продаж без помощи собственных  специалистов.[1] 

В США, по определению  Администрации малого бизнеса (АМБ), в малом бизнесе доминируют те отрасли, где объем среднегодовой  численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых  до 500 человек.[2] Под эти сферы  попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство  и рыбная промышленность. В малом  бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120.[3] 

В современных исследованиях  предлагаются следующие характеристики малого бизнеса: отсутствие открытой продажи  ценных бумаг предприятия; предприятие  имеют ограниченный круг ценных бумаг; ограниченная ответственность отсутствует; основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к  риску; команда менеджеров укомплектована не полностью; бизнес несет высокие  маркетинговые затраты; взаимоотношения  с акционерами носят менее формальный характер; бизнес имеет более высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации. 

Информация о работе Кредитование малого бизнеса