Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:12, курсовая работа
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию.
Введение.
1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
1.1. Теоретические основы инфраструктуры.
1.2. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
1.3. Элементы инфраструктуры.
2. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
2.1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
2.2. Основные цели и задачи.
2.3. Возможные риски и угрозы.
3. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
3.1. Программные мероприятия.
3.2. Механизмы реализации.
3.3. Оценка эффективности.
Заключение.
Используемая литература.
ФИЛИАЛ ГОУВПО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В
г. САРАНСКЕ РЕСПУБЛИКИ
МОРДОВИЯ
Кафедра
экономики, управления
и финансов
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по курсу
«Управление развитием отраслей региона»
на тему
«Экономическая сущность
и роль рыночной инфраструктуры
в экономике региона»
САРАНСК 2011
Задание
На курсовой проект студента группы 401-08-Г-2
Белов Сергей Вячеславович
по специальности:
Государственное и муниципальное управление
ТЕМА КУРСОВОГО ПРОЕКТА:
«Экономическая
сущность и роль рыночной
инфраструктуры в
экономике региона»
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение.
Заключение.
Используемая литература.
Руководитель курсовой работы: ____________
З
Содержание:
Введение | 4 стр. |
|
6 стр. |
|
6 стр. |
|
8 стр. |
|
12 стр. |
|
19 стр. |
|
19 стр. |
|
25 стр. |
|
27 стр. |
|
30 стр. |
|
30 стр. |
|
34 стр. |
|
36 стр. |
Заключение. | 38 стр. |
Используемая литература. | 41 стр. |
Введение
В процессе становления и развития товарно-денежных отношений формируется такой важнейший их элемент, как рынок. Поэтому причины возникновения товарно-денежных отношений в известной мере объясняют возникновение товарного обращения и рынка. В то же время рынок как самостоятельный элемент представляет собой сложное образование, имеющее свою собственную структуру, специфические условия функционирования и развития. Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.
Сущность
современного рынка можно определить
как совокупность экономических
отношений между домашними
Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, или внутреннего рынка, а также в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.
Различают рынки орудий труда, природных ресурсов, предметов труда, земли, рабочей силы, труда, технологии, информации, товаров, недвижимости, услуг, интеллектуальной собственности, финансовый и др. Большинство из них может быть разделено на локальные рынки. Так, рынок товаров подразделяется на оптовый и потребительный рынки; рынок интеллектуальной собственности — на рынок патентов, лицензий, «ноу-хау», программ математического обеспечения и др.; финансовый — на рынок инвестиций (долгосрочных кредитов), рынок денег (краткосрочных кредитов), рынок валюты, рынок ценных бумаг, рынок золота (в современных условиях он одновременно является и рынком товаров).
Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; "structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.).
В 40-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и населения”. Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”. Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”.
В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной
из особенностей современного этапа
развития страны является повышение
роли и совершенствование
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства. Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства. Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является: Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
В
отраслях инфраструктуры создается
продукт в новой материально-
Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.
Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Так же уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).
Социальная инфраструктура это - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
Социальная
инфраструктура не является механизмом,
обслуживающим вспомогательным
и придаточным для некой
Однако
необходимо отметить сходство производственной
и социальной инфраструктуры, которое
состоит в том, что изменение стоимости
товара происходит как оказание услуг
в производственной сфере транспортирование
узлов из одного предприятия на другое),
так и в социальной сфере (ремонт обуви,
одежды)
Информация о работе Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона