Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию.

Содержание

Введение.
1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
1.1. Теоретические основы инфраструктуры.
1.2. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
1.3. Элементы инфраструктуры.
2. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
2.1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
2.2. Основные цели и задачи.
2.3. Возможные риски и угрозы.
3. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
3.1. Программные мероприятия.
3.2. Механизмы реализации.
3.3. Оценка эффективности.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая экономическая сущьность согласование.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

       Целью является реализация актуальных мероприятий  по предупреждению монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов - участников рынков социально значимых продуктов питания, устранению административных барьеров при перемещении продовольственных товаров, ликвидации барьеров в межрегиональном обороте, предупреждению действий по заключению антиконкурентных соглашений и иных согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, а также координации действий местных органов исполнительной власти, налоговых и правоохранительных органов с целью выявления нелегально действующих посреднических структур.

       Раздел 2. Поддержка развития малого и среднего предпринимательства для создания добросовестной конкуренции

       Целью является создание благоприятных условий для увеличения общего количества и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также доли производимых ими товаров в объеме валового регионального продукта на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, создание равных конкурентных возможностей для развития крупных, средних и малых предприятий.

       Раздел 3. Развитие системы защиты прав потребителей и стимулирование роста платежеспособного  спроса населения

       Целью является увеличение платежеспособного спроса населения и насыщенности продовольственного рынка Республики Мордовия качественными и доступными для массового потребителя товарами.

       Раздел  предусматривает мероприятия по развитию системы защиты прав потребителей от возможных злоупотреблений хозяйствующих субъектов - участников рынка социально значимых продуктов питания и предоставлению адресной помощи малообеспеченным слоям населения.

       Раздел 4. Поддержка развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства  и предприятий перерабатывающей промышленности

       Задачей развития сфер АПК является выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном  секторе путем поддержки тех  производств, которые имеют потенциальные  преимущества на внутреннем или мировом  рынке, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать их. К таким производствам относятся производства с длительным инвестиционным циклом и более высокими требованиями к инфраструктуре (2-я и 3-я сферы АПК). Меры государственной поддержки в 2008-2012 годах направлены на увеличение урожайности зерновых, стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных. Их реализация позволит увеличить производство мяса, молока и зерна.

       Урожайность зерновых культур в среднем по республике в 2008-2012 годах должна вырасти на 39 % по сравнению с аналогичным показателем за 2006 год и достигнуть 33,3 ц (3,33 т) с 1 га.

       В животноводстве приоритетными направлениями  в наращивании объемов производства продукции будут повышение продуктивности животных и снижение затрат на производство. Увеличение валового производства животноводческой продукции в 2012 году планируется обеспечить на уровне 66,5 % по отношению к 2006 году. В 2012 году во всех категориях хозяйств планируется произвести 548 тыс. т молока, 168 тыс. т мяса скота и птицы.

       Реализация  прогнозируемых объемов производства продукции позволит полностью покрыть  потребности в среднедушевом  потреблении основных видов продуктов  питания - мяса и молока.

       Раздел 5. Мероприятия по стабилизации потребительских  цен на продовольственные товары

       Целью является снижение социальной напряженности  среди малообеспеченного населения  республики путем стабилизации цен  на социально значимые группы товаров  и недопущение необоснованного  роста цен на производимые и реализуемые  продовольственные товары в Республике Мордовия.

       Раздел 6. Формирование мер по стимулированию развития инфраструктуры продовольственного рынка Республики Мордовия

       Целью является разработка мероприятий, направленных на стимулирование торговли путем создания достаточного количества мест для реализации продовольственных товаров.

       Раздел 7. Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

       Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных сельхозпроизводителями республики. Основными задачами являются увеличение доли республиканской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на республиканском рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке. Раздел содержит мероприятия по регулированию рынка зерна, мяса и молока. По рынку зерна механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, осуществлении залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия осуществляет разработку прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства. При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

       Целью осуществления мероприятий по регулированию  рынков мяса и молока является повышение  конкурентоспособности региональной мясной и молочной продукции. Программа  направлена на поддержание уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной и молочной продукции, а также разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птица), молока и молочной продукции (сыр, масло животное) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления.

       Основные  мероприятия:

       - мониторинг цен на зерновом  рынке и разработка прогнозного  баланса спроса и предложения  зерна по видам;

       - контроль за уровнем фактических  издержек реализации, который не должен превышать экономически обоснованного в соответствующей отрасли;

       - разработка прогнозного баланса  спроса и предложения мяса  по видам (говядина, свинина, мясо  птицы), молока и молочной продукции  (сыр, масло животное). 

    1. Механизмы реализации.

       Система управления Программой направлена на достижение поставленных целей, эффективность  проведения каждого мероприятия, а  также долгосрочность полученных результатов.

       Реализация  Программы предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти.

       Ответственными  по отдельным мероприятиям Программы  являются Министерство торговли и предпринимательства  Республики Мордовия, органы исполнительной власти Республики Мордовия, территориальные  федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия.

       Общее руководство и контроль за ходом  реализации Программы осуществляет должностное лицо, ответственное  за координацию и реализацию мероприятий  Программы.

       Реализация  ряда мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции  для государственных нужд.

       Должностное лицо, ответственное за координацию  и реализацию мероприятий Программы, осуществляет:

       - координацию деятельности по реализации мероприятий Программы;

       - рассмотрение материалов о ходе  реализации Программы и по  мере необходимости уточнение  мероприятий, предусмотренных Программой, объемов их финансирования, а  также утверждение развернутого  перечня мероприятий на предстоящий год;

       - организацию размещения в электронном  виде информации о ходе и  результатах реализации Программы;

       - взаимодействие со средствами  массовой информации по вопросам  освещения хода реализации мероприятий  Программы.

       Уполномоченный орган осуществляет:

       - текущее управление мероприятиями  Программы;

       - мониторинг реализации программных  мероприятий;

       - разработку подробного плана  мероприятий по реализации Программы  на предстоящий год.

       Исполнители мероприятий Программы:

       - несут ответственность за своевременность и полноту реализации программных мероприятий;

       - разрабатывают планы реализации  мероприятий Программы;

       - осуществляют разработку технических  заданий на проведение конкурсов  и тендеров на реализацию мероприятий,  предусмотренных Программой. Конкурсный отбор осуществляется конкурсными комиссиями, которые формируются в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством;

       - ежеквартально направляют государственному  заказчику Программы информацию  о ходе реализации мероприятий Программы.

       Срок  представления квартальных отчетов  в уполномоченный орган - до 15 числа  месяца, следующего за отчетным периодом.

       Срок  представления годового отчета в  уполномоченный орган - до 1 февраля  следующего за отчетным периодом года.

       Уполномоченный орган ежеквартально и по итогам года в течение 7 дней после завершения сроков представления отчетности исполнителями программных мероприятий представляет сводную информацию о ходе и итогах реализации Программы ответственному за координацию и реализацию мероприятий Программы должностному лицу.

       Министерство  торговли и предпринимательства  Республики Мордовия ежегодно до 1 марта  представляет в Правительство Республики Мордовия информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. 
 

    1. Оценка  эффективности.

       Оценка  эффективности и социально-экономических  последствий реализации Программы  будет производиться на основе количественных показателей и качественных характеристик, в качестве которых выбраны:

       - коэффициент рыночной концентрации  товаропроизводителей на основных  рынках продовольствия Республики  Мордовия и коэффициент рыночной  концентрации торговых марок  на основных рынках продовольствия  Республики Мордовия. К 2012 г. предполагается  их снижение до 70% и 60% соответственно, при этом тип рынка останется олигополистическим, но несколько увеличится доля местных товаропроизводителей (на 5 - 7%);

       - увеличение объемов производства  сельскохозяйственной продукции  к 2012 г. на 49,1 % по отношению  к 2006 г.;

       - увеличение объемов производства  сельскохозяйственной продукции  во всех категориях хозяйств  к 2012 г. по сравнению с 2006 г.: зерна - на 56 %, мяса скота и  птицы - на 63 %;

       - увеличение к 2012 г. объемов  производства основных видов  продовольственных товаров по сравнению с 2008 г.: молока и молочной продукции в пересчете на молоко - на 16,5% , мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо - на 20,0 %;

       - увеличение среднедушевого потребления  основных видов продовольствия: потребление мяса и мясопродуктов  (в пересчете на мясо) увеличится с 59 кг в 2006 г. до 73 кг в 2012 г., молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) - соответственно с 237 до 268 кг;

       - расширение номенклатуры и ассортимента  социально значимой продукции  местного производства к 2012 г. до 15 ед. вместо 10 ед. в 2008 г.;

       - привлечение инвестиций в основной  капитал перерабатывающих предприятий  и предприятий торговли в 2008 - 2012 годах в сумме 555000 тыс. рублей.

       Методика  расчета основных показателей по целевым индикаторам реализации мероприятий Программы

       Основные  результаты реализации Программы: насыщение  рынка продовольственными товарами местных товаропроизводителей, создание "здоровой" конкурентной среды  и предотвращение монополизации  рынка продовольственных товаров, совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Информация о работе Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона