Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 09:44, доклад
В Центральном федеральном округе недра играют наименьшую роль в экономике. Хотя по некоторым полезным ископаемым этот округ занимает лидирующее положение в России. Здесь сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми из всех природных ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные воды.
Центральный Федеральный
Округ (ЦФО) объединил два экономических
района: Центральный и Центрально-
В Центральном
федеральном округе недра играют
наименьшую роль в экономике. Хотя по
некоторым полезным ископаемым этот
округ занимает лидирующее положение
в России. Здесь сосредоточено 66%
всех промышленных запасов железных руд
(добыча составляет более половины от
общероссийской), 25% запасов фосфоритов,
25% цементного сырья (добыча - более 40%)
и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми
из всех природных ресурсов являются стройматериалы
(глина, песок, гравий, щебень) и подземные
воды. Добывали в этом округе и уголь (Подмосковный
бассейн). Однако сейчас развитие этого
производства нерентабельно, оно составляет
всего 1% от общероссийского.
В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют Старопромышленные и Приокские регионы, а также регионы Черноземья.
Расположен на
Восточно-Европейской равнине; имеются
Валдайская, Смоленско-Московская и
Среднерусская возвышенности, Мещёрская
и Окско-Донская низменности. Высшая
точка — 347 м (Макушка Валдая).
Внешние границы:
на западе с Белоруссией, на юго-западе
с Украиной. Внутренние границы: на
юге с Южным, на востоке с Приволжским,
на севере с Северо-Западным федеральными
округами.
Крупнейшие реки
(в скобках притоки): Волга (Ока), Дон
(Воронеж), Днепр (Десна, Сейм), Западная
Двина. Выхода к морю нет.
Природные зоны
(с севера на юг): тайга, смешанный
лес, широколиственный лес, лесостепь.
Природные ресурсы:
железная руда (Курская магнитная
аномалия) — запасы 40 млрд т. (60 % от российского),
фосфориты (25 %), бокситы (15 %), бурые угли
— добыча 1,5 млн т, цементное сырьё (25 %),
торф, лес, чернозём, водные ресурсы.
Длина железных дорог — 17 291 км (19,9 % российской), шоссейных с твёрдым покрытием — 117 926 км (22,3 %).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ОКРУГ (ЦФО)объединил два экономических
района: Центральный и Центрально-Черноземный.
Его площадь - 650,7 тыс. кв. км, численность
постоянного населения на 1 января 2000 г.
- 36,9 млн чел. В состав ЦФО входят 18 субъектов
Российской Федерации (17 областей и город
федерального значения - Москва).
В Центральном
федеральном округе недра играют
наименьшую роль в экономике. Хотя по
некоторым полезным ископаемым этот
округ занимает лидирующее положение
в России. Здесь сосредоточено 66%
всех промышленных запасов железных руд
(добыча составляет более половины от
общероссийской), 25% запасов фосфоритов,
25% цементного сырья (добыча - более 40%)
и 15% запасов бокситов. Наиболее используемыми
из всех природных ресурсов являются стройматериалы
(глина, песок, гравий, щебень) и подземные
воды. Добывали в этом округе и уголь (Подмосковный
бассейн). Однако сейчас развитие этого
производства нерентабельно, оно составляет
всего 1% от общероссийского.
В зависимости
от уровня развития производительных
сил выделяют Старопромышленные и Приокские
регионы, а также регионы Черноземья.
Экономика Старопромышленных
регионов
К старопромышленным
регионам относятся: Московская (с Москвой),
Владимирская, Костромская, Ивановская,
Тверская и Ярославская область.
МОСКВА - как столица, как крупнейший центр науки, культуры, управления, образования, медицины, промышленности - занимает среди субъектов Федерации особое положение.
Датой основания
Москвы считается 1147 г. Столицей Московского
государства, затем Российской империи
город был до 1712 г., когда главным городом
стал Санкт-Петербург. Однако, в экономической
сфере своей роли как главного российского
рынка, основного транспортного узла Москва
никому не уступала. В 1918 г. она - снова
столица. Вскоре ее командные функции
"учетвертились": оставаясь столицей
РСФСР, она стала столицей СССР, центром
области и самостоятельной территориальной
единицей (с 1929 г.). Этим объясняется чрезвычайная
концентрация в Москве управленческих
структур. В начале 1991 г. в столице насчитывалось
95 органов союзного управления (министерства,
госкомитеты, ЦК КПСС, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ,
Академия наук и др.), 45 органов союзно-республиканского
значения, 40 органов управления РСФСР.
Вторая отличительная
черта Москвы: высокая доля сферы
науки, научного обслуживания, в которой
была занята 1/5 экономически активного
населения - около 1 млн человек.
Москва - крупнейший по численности населения город России и один из крупнейших в мире. В нем - 8717 тыс. человек. Но, во-первых, за счет "дневного населения" (то есть тех, кто приезжает из области на работу или с другими целями) численность увеличивается примерно на 1 млн человек; во-вторых, не учитывается число "рыночников"-торговцев; в-третьих, абсолютно не учитываются беженцы из российских "горячих точек", из ближнего (грузины, азербайджанцы, армяне, таджики) и дальнего зарубежья (курды, афганцы, вьетнамцы и др.). До 100 тыс. составляют бездомные. Общее число "москвичей и гостей столицы" достигает не менее 10 миллионнов человек. Этнический состав следующий: русские - 89,7%; украинцы - 2,9; евреи - 2,0; татары - 1,8; белорусы - 0,8; армяне - 0,5%.
По объему промышленной
товарной продукции Москва не имела
себе равных среди субъектов РФ и
только в 1994 г. уступила первенство Свердловской
области. Структура промышленности
(в %): машиностроение и металлообработка
- 26,3; пищевая - 24,0; легкая - 6,2; цветная металлургия
- 1,6; химическая и нефтехимическая - 4,7;
электроэнергетика - 12,6; промышленность
стройматериалов - 7,4; деревообработка
- 4,1; топливная - 4,7; черная металлургия
- 0,7; полиграфическая - 1,3%. Основные отрасли
специализации - машиностроение (прежде
всего автомобили, станки, точные машины
и приборы), легкая, химическая и полиграфическая
промышленность. Ее предприятия производят
более 30% цветных телевизоров и грампластинок,
свыше 25% часов и обычных телевизоров,
более 15% металлорежущих станков, компьютеров,
более 10% швейных изделий, магнитофонов
страны, 26% грузовых и 7% легковых автомобилей.
Строительство
- одна из крупнейших сфер хозяйства, где
занято 11% работающих; развито жилищное
(в лучшие годы в столице вводилось до
5 млн кв. м жилья; в 1993 г. обеспеченность
жилплощадью - 19 кв. м на человека), инженерное,
транспортное (первое в стране метро, насчитывающее
уже 150 станций) строительство.
Транспорт - ключевая сфера жизне- и трудообеспечения столицы. Городской транспорт Москвы (метро, автобус, трамвай, троллейбус) за годы реформ практически не снизил качество своего обслуживания. Износ транспортных средств компенсируется развитием отечественного производства. Сокольнический вагоноремонтный завод освоил выпуск комфортабельного городского автобуса.
Москва - крупнейший
в мире железнодорожный узел. Ежесуточно
на вокзалы столицы прибывает
и отправляется 3050 поездов пригородного
сообщения и 780 поездов дальнего следования.
Пример Москвы
показывает, что в ходе реформ неизбежна
перестройка территориальных
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
окаймляет поясом в 100-120 км столицу
России - Москву. Часто город и область
объединяются топонимом "Московский
столичный регион". Этот регион дает
13% промышленной продукции России, а 87%
приходится на остальные 87 субъектов Федерации.
Площадь Московской области в современных
границах составляет 47 тыс. кв. км.
Будучи столичной не только географически, но и по существу, Московская область без труда могла присоединить к себе земли соседних областей. В то же время ее территорию изнутри начала захватывать "раковая опухоль" бурно растущей столицы. Основное противоречие в развитии столичного города - это противоречие между расширяющимися и усложняющимися функциями (политического, экономического управления, развития науки, культуры и пр.) и ограниченными ресурсами - в первую очередь территориальными, а также трудовыми, рекреационными, водными. Площадь Москвы за советский период увеличилась с 177 до 879 кв. км (1960 г.) - по периметру Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), которая считалась естественной границей города. В 1984 г. Москва забрала у области еще 115 кв. км и ее территория приблизилась к 1000 кв. км. Влияние столицы на область сказывается и в сфере рекреации. По количеству коек в санаториях и домах отдыха область опережает и Сочи, и район Кавминвод.
Во многих городах
подмосковья находятся филиалы столичных
заводов, вузов. Развитие сферы науки в
Москве обусловило появление в области
особых "научных" городов и поселков
- Пущино, Протвино, Дубна, Черноголовка,
Троицк.
Минеральные ресурсы
как важнейший элемент
Население области
- 6626 тыс. человек, из них 80% горожан (48 городов
областного, 23 районного подчинения). Основное
население - русские (93,5%).
Структура промышленности (в %): электроэнергетика - 11,0; черная металлургия - 2,2; цветная металлургия - 3,2; химическая и нефтехимическая - 7,9; машиностроение и металлообработка - 33,8; лесная и деревообрабатывающая - 5,0; производство стройматериалов - 11,3; легкая - 10,9 (область занимает первое место в России по производству шерстяных и шелковых тканей, второе - по выпуску хлопчатобумажных тканей после Ивановской области, третье - по производству трикотажных изделий после Москвы и Смоленской области); пищевая - 9,1. Крупнейшие промышленные центры с населением около и свыше 100 тыс. человек: Подольск (207,6) - паровые котлы для ТЭС, аккумуляторы, швейные машины, кабель, сельхозмашины, цемент; Люберцы (164,3) - вертолеты, сельхозмашины; Коломна (163,7) - тепловозы, станки, текстильные машины, резинотехника, мебель; Мытищи (154,1) - вагоны метро, приборы; Электросталь (152,9) - качественная сталь, тяжелые станки; Серпухов (140,7) - конденсаторы, нефтеприборы, инструмент, химическое волокно, мебель, бумага; Орехово-Зуево (136,2) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, приборы, пластмассовые изделия, новое производство - вагоны; Балашиха (137,6) - криогенное оборудование, автокраны, резинотехника; Ногинск (121,6) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, топливная аппаратура, резинотехника; Сергиев Посад (115,5) - оптико-механическая продукция, лаки и краски (завод выведен из Москвы); Щелково (109,4) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, лаки и краски; Клин (95,1) - стекло и стеклоприборы, химическое волокно, станки; Красногорск (91,7) - фотокиноаппаратура, космическая техника. Одинцово, Жуковский, Калининград известны экспериментальными производствами ВПК.
Область отличается
интенсивным сельским хозяйством: 37% дает
растениеводство, 63% - животноводство.
Преобладают культуры пригородного типа
- овощи (по урожайности первое место в
России), картофель; развито садоводство.
Животноводство мясо-молочного направления,
свиноводство, птицеводство (самый крупный
в России "куриный двор" - 40 млн голов
и 4,5 млрд штук яиц в год).
Высокий уровень
развития транспорта всех видов (кроме
морского) обусловлен столичными функциями
областного центра. Область насыщена
радиальными линиями железных дорог,
шоссе, трубопроводов, ЛЭП, насчитывается
5 подмосковных аэропортов - Шереметьево
1 и 2, Внуково, Домодедово, Быково. Протяженность
железных дорог - 2703 км, из них 2120 км электрифицировано.
Автодорог с твердым покрытием - 15 тыс.
км. Речное сообщение по Москве, Оке, каналу
имени Москвы и Волге имеет выходы к морям
Балтии, Каспию, Азово-Черноморскому бассейну.
ВЛАДИМИРСКАЯ
ОБЛАСТЬ находится к востоку
от Москвы по долине реки Клязьмы и
левобережью Оки. Самостоятельной
область стала 14 августа 1944 г. Центр
- г. Владимир (356 тыс. жителей). Территория
области - 29 тыс. кв. км.
Население области - 1648 тыс. человек. Городских жителей - 78%. Многие города области возникли несколько веков, и даже тысячелетие назад: Муром - в 862 г., Суздаль - в 1024 г., Владимир - в 1108 г., Юрьев-Польский - в 1152 г., Гороховец - в 1239 г., Киржач - в 1328 г. Всего в области насчитывается 9 городов областного и 12 городов районного подчинения. Этнический состав: русские 95,8%, украинцы - 1,3%.
Природные ресурсы
- торф и стекольные пески (и то, и другое
используется в славящейся своей известностью
стекольной промышленности области).
Промышленность
(в %): машиностроение и металлообработка
- 41,1 (тракторы, электромоторы, автоприборы
- Владимир; экскаваторы, мотоциклы, стрелковое
оружие - Ковров; радио- и телеаппаратура
- Александров; текстильные машины, осветительная
аппаратура - Вязники; кабель - Кольчугино;
инструмент - Киржач; тепловозы и электровозы,
холодильники "Ока", радиоприборы
- Муром); легкая - 9,7 (хлопчатобумажные
ткани - Карабаново, Струнино, Собинка;
льняные - Вязники, Меленки; шелковые -
Киржач, трикотаж - Владимир); пищевая -
9,5; лесная и деревообрабатывающая - 4,0
(детали для текстильной промышленности,
фанера, мебель); химическая - 3,6 (пластмассы
- Владимир, искусственные кожи - Александров);
цветная металлургия - 5,2 (обработка металлов
- Кольчугино, родина первого советского
"кольчугалюминия"); промышленность
стройматериалов - 9,2 (стекло, хрусталь,
стекловолокно - Гусь-Хрустальный).
По выпуску
хлопчатобумажных тканей (около 1 млрд
кв. м) область уступает лишь Ивановской
и Московской областям, а льняных тканей
(230 млн кв. м) - уверенно держит первенство
в России.
Для промышленности области характерно равномерное размещение, отсутствуют сгустки чрезмерной концентрации. Существует почти идеальная система городов - промышленных центров: три города с населением свыше 100 тыс. человек - Владимир, Ковров, Муром; 4 города "средних" - Гусь-Хрустальный, Александров, Вязники и Кольчугино; эти "субрегиональные центры" поддерживаются созвездием "малых" городов с населением 15-25 тыс. человек и поселками городского типа.