Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию.

Содержание

Введение.
1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
1.1. Теоретические основы инфраструктуры.
1.2. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
1.3. Элементы инфраструктуры.
2. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
2.1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
2.2. Основные цели и задачи.
2.3. Возможные риски и угрозы.
3. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
3.1. Программные мероприятия.
3.2. Механизмы реализации.
3.3. Оценка эффективности.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Курсовая экономическая сущьность согласование.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Большую роль в обеспечении населения  качественным продовольствием играет сельское хозяйство. В структуре  валового регионального продукта Республики

     Продукция сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Республика Мордовия лидирует среди субъектов Приволжского федерального округа по объему производства многих видов сельскохозяйственной продукции. По объему производства основных видов продукции животноводства, таких как скот, птица (125,4 кг) и яйца (893 шт.), на одного человека Мордовия занимает первое место по Приволжскому федеральному округу, по производству молока (494,3 кг) - второе место, по объемам валового сбора зерна на душу населения - второе место.

     В последнее десятилетие уменьшилось  количество крупных сельскохозяйственных организаций, способных оптимизировать производство и затраты, внедрять новую  технику и технологии. Основными  причинами относительно медленного развития конкуренции в сельском хозяйстве являются: - низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства, используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов; - неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; - финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие отрасли, недостаточным развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции; - дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

     В этих обстоятельствах создание условий  для ускорения темпов роста объемов  сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрно-экономической политики.

     Динамичное  и эффективное развитие конкуренции  в сельском хозяйстве должно стать  не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности республики, т.е. должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития республики в рассматриваемой перспективе.

     Формирование  полноценной конкурентной среды  в республике должно осуществляться с использованием программно-целевого метода. 

    1. Основные цели и задачи.

       Основными целями являются:

       - развитие свободной конкуренции  в Республике Мордовия путем  создания благоприятных условий,  направленных на эффективное  функционирование продовольственного  рынка Республики Мордовия;

       - повышение конкурентоспособности производимой продовольственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации перерабатывающих отраслей промышленности, а также путем ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

       Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

       - пресечение монополистической деятельности  в сферах производства, распределения  продукции и недобросовестной  конкуренции на продовольственном  рынке республики;

       - развитие системы государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства;

       - развитие системы защиты прав  потребителей и стимулирование  платежеспособного спроса населения  республики;

       - развитие системы стабилизации  потребительских цен на продовольственные  товары в Республике Мордовия;

       - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

       - повышение финансовой устойчивости  сельского хозяйства за счет  мер по расширению доступности  кредитных ресурсов на льготных  условиях для сельскохозяйственных  товаропроизводителей;

       - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, предприятий перерабатывающей промышленности путем создания системы государственного информационного обеспечения, улучшения кадрового потенциала отрасли.

       Динамика  базовых показателей социально-экономического развития сельского хозяйства и торговли приведена в приложении 3 (на основе данных Министерства экономики Республики Мордовия). Условия достижения прогнозных показателей продовольственного рынка в 2008 - 2012 годах и определения конкурентной стратегии региона характеризуются следующим.

       Состояние конкуренции в отраслях, определяющих рынок продовольствия в республике (сельское хозяйство, торговля, перерабатывающая промышленность и др.), обусловливается  пятью факторами, влияющими на потенциал  прибыли отрасли: а) потенциальные конкуренты; б) группы покупателей; в) товары-заменители; г) поставщики; д) конкуренция между существующими участниками отрасли. Программой предусмотрены мероприятия по развитию конкурентных сил продовольственного рынка, определяющих конкурентную стратегию региона - стратегию дифференциации. Данная стратегия для региона должна сосредоточиться на инновациях, новом дизайне, исследованиях и разработках, делая акцент на удовлетворении запросов потребителей и маркетинге.

       Соперничество между действующими конкурентами, производителями одного и того же товара проявляется не столько на товарных и ресурсных рынках в силу их большой емкости, сколько в финансовой сфере на рынке инвестиций. Проведенный расчет уровня конкуренции производства и розничной торговли на основных рынках продовольствия выявил высококонцентрированный уровень рынка и состояние рынка - олигополия. Входные барьеры очень высоки, капитал диверсифицируется и охватывает производственную сферу, финансы и сферу услуг. Программой предусматривается переход к умеренно концентрированному рынку предприятий розничной торговли. Число участников олигополии будет расти, цена будет приближаться к предельным издержкам, а объем производимой продукции - к оптимальному уровню, наиболее эффективному на данной стадии развития. Степень угрозы на продовольственном рынке зависит от существующих барьеров вхождения в сочетании с реакцией конкурентов. В этих целях необходимо обобщать предложения ассоциаций торговых сетевых компаний и производителей социально значимых продуктов питания по совместным действиям, направленным на недопущение необоснованного роста цен на производимые и реализуемые продовольственные товары. 

    1. Возможные риски и угрозы.

       Появление конкурентов и товаров-заменителей  ведет к обострению соперничества. Потенциальные конкуренты, входящие на рынок, несут новые производственные мощности, стремление завоевать долю рынка, а часто и значительные ресурсы. Увеличивающийся платежеспособный спрос населения и потребление биологически значимых продуктов питания способствует развитию конкуренции. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) увеличится с 59 кг в 2006 г. до 73 кг в 2012 году, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - соответственно с 237 до 268 кг. Вследствие этого возможно проникновение на региональный рынок крупных отечественных компаний.

       Отсутствие  коммуникационных средств продвижения  продукции, ограниченность ассортимента продукции местных товаропроизводителей, пригодной к доставке на дальние  расстояния, делают входные барьеры на продовольственный рынок республики невысокими для крупных компаний. Последние наращивают объемы производства и теснят региональных конкурентов. В таких условиях республиканским производителям необходимо изучать складывающуюся конъюнктуру рынка, платежеспособность покупателей и их предпочтения. В связи с этим ставится задача поднять стандарты потребления на более высокий уровень путем предложения с помощью методов логистики высококачественной и экологически чистой продукции широкого ассортимента. Учитывая, что республика полностью обеспечивает себя продукцией животноводства, рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 г. увеличить вывоз мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) с 33 % от объема производства до 48 %, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - с 38 до 54 %.

       В целях стимулирования торговли и  развития инфраструктуры регионального  рынка сетевым и перерабатывающим компаниям необходимо заключать  договоры с сельскохозяйственными  производителями о прямых поставках  продукции. В этом случае сельхозпредприятия должны осуществлять глубокую переработку сырья на местах.

       Основными условиями для развития конкуренции  в 2008 - 2012 годах являются:

       - развитие направлений, которые  установлены приоритетным национальным  проектом "Развитие агропромышленного комплекса" и связаны с выделением средств на реализацию предусмотренных Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008-2012 годы;

       - ускоренный переход сельскохозяйственных  предприятий и предприятий переработки  к использованию новых высокопроизводительных  и ресурсосберегающих технологий, базирующихся на применении более  эффективных методов производства, стимулирования труда, оптимального использования ресурсов;

       - повышение платежеспособности сельскохозяйственных  товаропроизводителей и предприятий  перерабатывающей промышленности;

       - формирование конкурентной среды  в экономике региона Республики  Мордовия с целью увеличения  общего количества субъектов хозяйственной деятельности, доли производимых ими товаров, а также обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

       - осуществление общих социальных  и экономических мер поддержки  малообеспеченных слоев населения, так как рост потребительского спроса будет способствовать увеличению предложения со стороны производителей продовольственных товаров, спросу на них предприятий оптово-розничной торговли и, как следствие, развитию конкуренции в сфере торговли продовольственными товарами на региональном рынке.

       Перечень  индикаторов, характеризующих состояние  конкуренции на продовольственном  рынке Республики Мордовия:

       - перечень основных видов социально  значимых продовольственных товаров;

       - структура продовольственного рынка;

       - объем производства социально  значимых видов продовольствия (молока, молочной продукции, мяса и  мясопродуктов, хлеба), в том числе  на душу населения;

       - объем реализации социально значимых  видов продовольствия (молока, молочной  продукции, мяса и мясопродуктов, хлеба);

       - отпускные цены предприятий, производящих  социально значимые виды продовольствия (молоко, молочную продукцию, мясо  и мясопродукты, хлеб);

       - цены торговых предприятий на  социально значимые виды продовольствия (молоко, молочную продукцию, мясо и мясопродукты, хлеб);

       - степень рыночной концентрации  предприятий, присутствующих на продовольственном рынке.

       Вместе  с тем развитию конкуренции могут  помешать риски, сложившиеся под  воздействием негативных факторов и  имеющихся в регионе социально-экономических проблем.

 

  1. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия

на  продовольственном  рынке.

3.1. Программные мероприятия.

       Система программных мероприятий разработана  на основе анализа современного состояния и тенденций развития конкуренции на продовольственном рынке Республики Мордовия.

       Раздел 1. Пресечение монополистической деятельности в сферах производства и распределения  продукции (работ, услуг) и недобросовестной конкуренции на продовольственном  рынке республики

Информация о работе Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона