Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:12, курсовая работа
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству. При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры. В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию.
Введение.
1. Сущность и роль рыночной инфраструктуры.
1.1. Теоретические основы инфраструктуры.
1.2. Роль инфраструктуры в рыночной экономике.
1.3. Элементы инфраструктуры.
2. Анализ рыночной инфраструктуры Республики Мордовия на продовольственном рынке.
2.1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
2.2. Основные цели и задачи.
2.3. Возможные риски и угрозы.
3. Система предложений программных мероприятий развития рыночной инфраструктуры в Республике Мордовия на продовольственном рынке.
3.1. Программные мероприятия.
3.2. Механизмы реализации.
3.3. Оценка эффективности.
Заключение.
Используемая литература.
Свое место на рынках потребительского и ипотечного кредита коммерческие банки отвоевали в конкурентной борьбе с ссудо-сберегательными и страховыми компаниями, специализирующимися на кредитовании под залог недвижимости. Коммерческие банки предоставляют ссуды гражданам, нуждающимся в заемных средствах для покупки дорогостоящих товаров длительного пользования (потребительский кредит) и для строительства дома (ипотечный кредит). Последний вид ссуды может предоставляться также предпринимателям и фермерам под залог земель и нежилых строений — коммерческих промышленных и иных объектов. Конкурируя с кредитными учреждениями, коммерческие банки предлагают фирмам бухгалтерское обслуживание, финансирование аренды промышленного оборудования, страхование, взыскание задолженности и т.п.
Диверсифицируя свою деятельность, коммерческие банки развивают трастовые (trust — доверие), или доверительные, операции. Так, частные и юридические лица доверяют банкам распоряжаться имуществом и деньгами, выступать агентом по операциям с облигациями и акциями, выполнять роль опекуна. Предпочтение, оказываемое банкам по сравнению с другими специализированными учреждениями, обусловлено их авторитетом и наличием квалифицированных специалистов. Оказание доверительных услуг не приносит высоких доходов, но требует больших расходов, что под силу только крупным банкам. Кроме того, потребность в доверительных услугах переменчива, что делает рискованной специализацию на них финансового учреждения. Поэтому они развиваются как одно из направлений банковской деятельности. И, тем не менее, крупные банки, выполняя доверительные операции, преследуют не столько коммерческий интерес в настоящем, сколько ориентируются на развитие таких услуг в будущем.
Появление электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров, обеспечивших быструю и надежную связь клиентов с банком, сделало возможным переход к новой технологии банковских операций. В конце 60-х годов в США начались разработки принципов организации автоматизированных расчетных палат (АРП), а в 70-е годы была создана общенациональная АРП, которая осуществляла электронный перевод денежных средств, связав тысячи банков и кредитных учреждений. Впоследствии были автоматизированы кассовые расчеты, позволившие пользоваться услугами банка, не посещая его. Клиент вставлял дебет-карточку в машину-кассира, вмонтированную в стены зданий, компьютер отыскивал номер текущего счета по номеру карточки и выдавал ее владельцу указанную сумму наличных денег.
Следующий шаг в развитии банковской технологии освободил клиентов от необходимости получать наличные деньги. Оплата покупок стала осуществляться с помощью электронной чековой книжки: достаточно было вставить ее в терминал, расположенный в магазине, и сумма покупок списывалась с текущего счета клиента. В отличие от дебет-карточки электронная чековая книжка снабжена микрокомпьютером, в памяти которого хранятся сведения о финансовых возможностях ее владельца, наименовании, сумме, времени и месте покупки.
Банковские
услуги стали оказываться и на
дому с помощью телефонного
В настоящее время банк может предложить более широкий набор услуг: оплату счетов, комплексное финансовое обслуживание коммерческих сделок, видеоинформацию о балансе собственного текущего счета, других проведенных финансовых операциях. В условиях лавинообразного потока различных счетов, обрушивающихся на клиента, такие банковские услуги представляются весьма полезными. Новая технология банковских операций активно расширяет сферу своих действий, но пока она не стала общедоступной из-за высокой стоимости услуг.
2.1. Содержание проблемы формирования и функционирования.
Развитие конкурентной среды на потребительском рынке Республики Мордовия является одним из основных рыночных методов эффективного ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на потребительский рынок и стимулирования производства и реализации необходимых потребителю товаров. Сегодня на потребительском рынке республики сохраняются стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары и высокий уровень товарной насыщенности рынка.
Общая площадь предприятий розничной торговли на территории Республики Мордовия 212,828 тыс. кв. м, из них на продовольственные магазины приходится 127,7 тыс. кв. м. Уровень обеспеченности торговыми площадями в расчете на 1000 жителей Республики Мордовия составляет 252 кв. м.
Большая часть розничной торговой сети представлена предприятиями с торговой площадью 300 - 500 кв. м. Крупные торговые объекты общей площадью свыше 1000 кв. м составляют менее 3 % от общего количества магазинов.
Устойчивый позитивный характер сферы торговли республики определяется улучшением качества жизни, увеличением потребительской способности, связанной с ростом среднемесячной заработной платы и пенсий, повышением среднедушевых денежных доходов населения.
С 2000 г. происходит постоянное увеличение доходов населения республики. Однако средний размер доходов жителя Республики Мордовия в настоящее время в 2 раза ниже среднего дохода по Российской Федерации. Данное обстоятельство сдерживает рост платежеспособного спроса и способствует концентрации низкокачественных товаров.
В развитии потребительского рынка наблюдаются следующие положительные тенденции: - рост числа предприятий; - стабильный рост оборота розничной торговли; - снижение доли продажи товаров на неорганизованных рынках; - устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
В 2007 г. общий объем оптовой и розничной торговли организаций всех видов экономической деятельности составил 14400,4 и 29178,8 млн. руб. соответственно (темп роста к 2006 г. соответственно равен 129 и 123 %). Оборот розничной и оптовой торговли на 85,4 % формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка, которые по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию соответствуют современным требованиям организации торговли. Однако доля продаж на рынках составила в 2007 г. 15,7 % и имеет устойчивую тенденцию к снижению (2006 г. -16,9 %, январь - май 2008 г. - 14,6 %).
На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития региона. Потребительский рынок республики отличается также высокой долей частной собственности. Предприятия негосударственного сектора формируют 96,5 % розничного товарооборота.
Население республики стабильно и бесперебойно обеспечивается необходимыми продовольственными и промышленными товарами. Полностью удовлетворяется растущий спрос на товары и услуги.
В
структуре продаж за последние годы
сохраняется тенденция
Торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров. Активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением методов самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методов обслуживания в соответствии с международными стандартами: продажа по предварительным заказам, с использованием дисконтных карт, предоставление услуг по доставке товаров на дом. Возрастает число покупателей, пользующихся услугами таких предприятий и предпочитающих свободный выбор товара традиционной торговле "через прилавок".
Активное
развитие розничной торговли объективно
сопровождается появлением крупных
торговых сетевых структур как регионального
уровня, так и известных сетевых
операторов. Высокая конкурентная среда
на продовольственном рынке
Решаются проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, развиваются предприятия торговли в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения.
Одной из приоритетных задач развития продовольственного рынка в Республике Мордовия является обеспечение малоимущих слоев населения необходимыми продуктами питания. В республике достигнута договоренность с основными производителями и предпринимателями по вопросу регулирования цен ("народные цены" на жизненно необходимые продукты питания).
Наблюдается постепенное сокращение мелкорозничной торговли в пользу стационарной, что связано с низким уровнем обслуживания, строительством новых жилых массивов, нарушениями правил торговли. Планируется сокращение мини-рынков, ларьков, павильонов и киосков с сохранением павильонов "Мороженое", "Союзпечать", "Цветы", так как они удобны и востребованы населением.
Наряду с положительными тенденциями развития продовольственного рынка Республики Мордовия существуют актуальные проблемы стимулирования частного предпринимательства, в том числе малого и среднего, привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, создания благоприятного делового и инвестиционного климата.
Новые
хозяйствующие субъекты должны составлять
конкуренцию крупным
В настоящее время в Республике Мордовия действуют два основных канала реализации потребительских товаров - предприятия розничной торговли и розничные рынки и ярмарки. В республике происходит отказ от стихийных форм торговли, что связано с ростом организованной торговой деятельности. В январе - декабре 2007 года продажа товаров на розничных рынках составила 18618 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 18,8 % меньше, чем в январе - декабре 2006 года. При этом смещение удельного веса оборота розничной торговли на универсальных, специализированных рынках и ярмарках в пользу торгующих организаций и предпринимателей вне рынков составило 86,7 %.
Сводный
индекс потребительских цен на товары
народного потребления и
Однако инфляционные ожидания остаются высокими. В связи с этим прогноз цен на продукты питания находится в зоне повышенного инфляционного риска. Насыщение продовольственного рынка Республики Мордовия продуктами питания местного производства в значительной степени решает вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.
На
рынке розничной торговли присутствует
продукция как местных
Информация о работе Экономическая сущность и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона