Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)

      Расходы бюджета подразделяются на две основные части: ассигнования, включаемые в бюджет текущих расходов, и бюджет развития.

      Необходимым условием эффективной бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета. Если в процессе исполнения бюджета превышается предельный уровень дефицита, то вводится механизм секвестра расходов.

      Секвестр  заключается в пропорциональном снижении государственных расходов по всем направлениям.

      Таким образом, учитывая многогранное значение бюджета, его необходимо рассматривать  в следующей совокупности:

      Во-первых, как объективную экономическую  категорию.

      Являясь экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  перераспределительных отношений, бюджет выполняет специфическое  общественное назначение. Как экономическая  категория бюджет имеет соответствующее материальное воплощение. Бюджетные отношения материализируются в централизованном фонде денежных средств государства, формирование и использование которого выражается через движение стоимости в связи с ее перераспределением. Этот процесс представляется в виде потоков мобилизуемых и потребляемых государством денежных ресурсов.

      Во-вторых, как систему денежных отношений, выражающих перераспределение различных  частей стоимости совокупного общественного  продукта (главным образом, национального дохода), формирование и использование на этой основе бюджетных фондов  с целью обеспечения потребностей общества.

      В-третьих, как основной финансовый план государства.

      В-четвертых, как важнейший финансовый регулятор (стабилизатор), инструмент государственной финансовой политики, который через систему налоговых ставок, объем, структуру и направление государственных расходов и т.д. обеспечивает целенаправленное воздействие на все  социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития экономической системы. Таким образом, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

      Сущность  и значение бюджета наиболее полно проявляется в его функциях, важнейшими из которых являются: во-первых, перераспределение стоимости совокупного общественного продукта (национального дохода); во-вторых, конструктивное вмешательство в процесс общественного воспроизводства с целью обеспечения его оптимальной структуры; в-третьих, осуществление государственной финансовой политики; в-четвертых, контроль за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе – за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом. 

          Доходы бюджета 

          Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджеты разных уровней. Бюджетные доходы – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов. 

          По  своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся:

  • предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др. отраслей);
  • заработная плата работников сферы материального и нематериального производства; 
  • доходы лиц, работающих не по найму;
  • рента собственников земли;
  • ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

          Источником  формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной  и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и др. национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также  на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получение кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

          Доходы  бюджетов Российской Федерации формируются  в соответствии с ее бюджетным  и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

          Доходы  бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых видов  дохода, а также за счет безвозмездных  перечислений.

          К налоговым доходам, (на их долю приходится от 85до 92% консолидированного бюджета РФ), относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (средства, получаемые в виде: арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли приходящиеся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Часть прибыли государственных и муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
  • иные неналоговые доходы.

    К безвозмездным  и безвозвратным перечислениям  относятся перечисления в виде:

    - финансовой  помощи из бюджетов других  уровней в форме дотаций и  субсидий;

    - субвенций  из Федерального фонда компенсаций  и (или) региональных фондов  компенсаций;

    - субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

    - иных  безвозмездных и безвозвратных  перечислений между бюджетами  бюджетной системы РФ;

    - безвозмездных  и безвозвратных перечислений  из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

    - безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

                   Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке. Доходы целевых бюджетных фондов определяются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.

          Для анализа структуры, состава и  динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов.

          По  методу взимания все доходы делятся  на налоговые и неналоговые.

          В зависимости от порядка распределения  доходов между уровнями бюджетной системы они подразделялись до 1.01.2005г.на собственные и регулирующие.

          Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относились налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые доходы.

          Регулирующие  доходы – налоги и др. платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений в бюджеты другого  уровня на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее 3-х лет) по разным видам таких доходов.

          С 1.01.2005г. регулирующие доходы не предусмотрены  Бюджетным Кодексом РФ. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ формируются за счет собственных  доходов, к которым относятся:

          - налоговые доходы, зачисляемые в  бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

          -  неналоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  законодательством РФ;

          -  доходы, полученные бюджетами в  виде безвозмездных и безвозвратных  перечислений за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций.

          В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном  государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции бюджетных расходов.

          По  источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических и  физических лиц. Анализ соотношения  таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально-экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения уровень правовой культуры в обществе.

          По  юридическому основанию взимание доходов  в бюджет различают обязательные добровольные платежи.

          Формирование  доходов бюджетов различных уровней  бюджетной системы РФ имеет свои особенности.

          Доходы  федерального бюджета формируются  только за счет собственных доходов, часть из которых передается бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

          1. Налоговые доходы  федерального бюджета

        В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

        налога  на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

        налога  на прибыль организаций (в части  доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Экономическая сущность финансов