Экономическая сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

3.Функции финансов.

4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

Работа содержит 1 файл

лекции..doc

— 757.00 Кб (Скачать)

    Механизм  перераспределения средств между  бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен  межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами и бюджетных кредитов.

    Дотации – это бюджетные, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

    С 01.01.2005 года предоставляются на финансирование текущих и капитальных расходов.

    Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

    С 01.01.2055 года  предоставляются только из Федерального фонда компенсаций, региональных фондов компенсаций и местных бюджетов.

    Субсидия  – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной (на срок до 1 года) и возмездной основах..

    Бюджетные кредиты предоставляются на финансирование текущих капитальных расходов.

    В процессе исполнения бюджета может также использоваться такая форма перераспределения средств между бюджетами, как взаимные расчеты. Они возникают между бюджетами в ходе их исполнения, в случае внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство, перераспределения полномочий между органами власти разных уровней, передачи объектов из подчинения органа власти одного уровня — другому, а также принятия других решений, влекущих увеличение бюджетных расходов или снижение бюджетных доходов и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов. Кроме того, в практике межбюджетного перераспределения средств могут использоваться также бюджетные компенсации. Под ними понимаются суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня7.

    Взаимные  расчеты и бюджетные компенсации  можно рас сматривать как формы объективно обусловленной передачи средств из бюджета органа власти, принявшего решение о внесении изменений в бюджетное или налоговое законодательство, а также о передаче части полномочий нижестоящему органу власти или передаче объектов из подчинения одного уровня власти другому, — бюджету органа власти, на котором эти решения отразятся (снизятся бюджетные доходы или увеличатся бюджетные расходы).

    Часть межбюджетных трансфертов можно  отнести к финансовой помощи, которая предполагает предоставление денежных средств из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на цели выравнивания уровня социально-экономического развития территорий, стимулирование осуществления общегосударственных реформ в различных сферах и др. Исходя из этого к финансовой помощи можно отнести дотации, в том числе предоставляемые из Федерального фонда финансовой поддержки регионов и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований, и субсидии.

    В настоящий момент в России на федеральном  уровне существуют пять фондов межбюджетного регулирования:

  • Фонд финансовой поддержки регионов. Средства Фонда предоставляются в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ8. Распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам РФ;
  • Фонд компенсаций. Предназначен для исполнения расходных обязательств субъектов РФ и/или муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Распределение средств Фонда между субъектами РФ проводится в виде субвенций пропорционально численности  соответствующих категорий  получателей  бюджетных средств и нормативных расходов на реализацию обязательств;
  • Фонд софинансирования социальных расходов. Средства фонда в виде субсидий используются для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;
  • Фонд регионального развития. Создан для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. Средства фонда в виде субсидий предоставляются на реализацию инвестиционных программ (проектов) и федеральных целевых программ регионального развития;
  • Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Является правопреемником действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов. Средства Фонда распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами РФ (муниципальными образованиями), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных (муниципальных) финансов, и направляются на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.

    В составе бюджетов субъектов РФ могут  быть образованы региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований, региональные фонды компенсаций, фонды муниципального развития субъектов РФ, региональные фонды софинансирования   социальных   расходов   и   региональные   фонды реформирования муниципальных финансов. Их функции аналогичны тем, которые возложены на соответствующие федеральные фонды межбюджетного регулирования,

    Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  и из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

    Бюджетные кредиты из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ (из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам) предоставляются при отсутствии просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом (органов местного самоуправления перед бюджетом субъекта РФ), Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета (местными бюджетами из бюджетов субъектов РФ), для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается субъектов РФ и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собствен- ных доходов превышала 50%, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ. Аналогичные условия могут быть установлены в законах субъектов РФ в отношении предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.

    При несоблюдении органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ Министерство финансов РФ или орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций) соответствующим субъектам РФ (муниципальным образованиям). 
 

      Тема 5.

      Бюджет  государства

  1. Сущность  и значение бюджета, его функции

    2Доходы бюджета

    3Расходы бюджета

    4Бюджетный дефицит, его причины и методы финансирования 

      
  1. Сущность  и значение бюджета, его функции.
 

      Бюджет  является центральным звеном государственных  финансов, а также финансовой системы в целом.

      Экономическое содержание и сущность бюджета обусловлены  природой и функциями государства. Последнее объективно нуждается  в централизованных денежных ресурсах для обеспечения бесперебойного финансирования процесса реализации всех возложенных на него задач – экономического, социального, политического и т.д. характера, в рамках соответствующей экономической системы.

      Тесная  взаимообусловленность функций  государства и бюджета предопределяет специфику бюджетных отношений в общей совокупности финансовых отношений, возникающих в перераспределительном процессе в обществе.

      Во-первых, бюджетные отношения тесно связаны  с обособлением части стоимости  совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода) и концентрации ее в расположении государства.

      Посредством бюджетных отношений устанавливаются  экономические (денежные) связи государства  со всеми участниками общественного  производства – предприятиями, организациями, населением. Характерной чертой данных отношений, возникающих в перераспределительном процессе, являются совместное участие государства, юридических и физических лиц в формировании фондов денежных средств которые будут находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления и предназначенных для удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функции и задач.

      Во-вторых, посредством бюджетных отношений  осуществляется процесс перераспределения, сконцентрированных в бюджетном фонде, ресурсов между отраслями, сферами общественной деятельности и т.д. в рамках экономической системы.

      Так, бюджет принимает непосредственное участие в межотраслевом перераспределении  денежных средств. В любой экономической системе всегда есть отрасли с устойчиво низкой совокупной доходностью (энергетика, транспорт, связь и т.д.), продукция и услуги которых, тем не менее, чрезвычайно важны и необходимы для общества. Посредством бюджетных отношений доходы высокорентабельных отраслей (обезличенные в центральном денежном фонде) перераспределяются в отрасли с низкой доходностью, обеспечивая тем самым экономическое равновесие в обществе. В равной степени, таким же образом, поддерживается достойное существование малообеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, безработных и т.п. Кроме того, посредством бюджетных отношений национальный доход перераспределяется из производственной сферы в непроизводственную, для чего за счёт бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования.

      Механизм  бюджетных отношений служит основой  межтерриториального перераспределения  бюджетных ресурсов. Такой вид  перераспределения средств определяется термином – бюджетный федерализм.

      На  территории Российской Федерации каждый орган государственной власти имеет соответствующий бюджет. В рамках бюджетного федерализма регулируются взаимоотношения между бюджетами различных уровней. Основная проблема здесь – определение оптимального размера финансовых ресурсов, концентрируемых в бюджете и бюджетах регионов.

      Таким образом все основные формы перераспределения  осуществляются через бюджет, а механизм бюджетного финансирования, его пропорции  и формы устанавливаются государством в зависимости от конкретных задач, стоящих перед обществом на определенном историческом этапе развития.

      В-третьих, через бюджет осуществляются не только перераспределительные процессы, но и проводится большинство мероприятий по государственному финансовому регулированию экономики.

      Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.

      С помощью системы налоговых ставок, системы государственных расходов и т.п. государство активно влияет на совокупные экономические процессы в обществе. В этом плане бюджет является действенным инструментом финансовой политики государства.

      В-четвертых, поскольку в бюджете отражаются все экономические процессы в обществе, а также находят свое концентрированное выражение все основные финансовые инструменты – налоги, государственные расходы, государственные займы и т.д., то бюджет можно охарактеризовать как основной финансовый план государства.

      Бюджет  функционирует через особые экономические  формы – доходы и расходы. С  помощью доходов государство  обеспечивается необходимыми денежными  средствами, при их расходовании распределяются сконцентрированные в бюджетном фонде ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

      Доходы  бюджета в стоимостном измерении  составляют более одной трети  валового национального продукта. Формирование доходов происходит, главным образом  в виде налогов

Информация о работе Экономическая сущность финансов