Государственные расходы: состав,структура и динемака в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Анализ гос расходов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Государственные расходы: сущность, состав, классификация………..…..6
2.Анализ государственных расходов в РФ…………………………………..32
3.Проблемы и перспективы финансирования расходов государственного бюджета и внебюджетных фондов в РФ…………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

 

     Байкальский государственный университет экономики  и права 

     Финансово-экономический  факультет 
 

     Кафедра финансов 
 

     Специальность 06 04 00  Финансы и кредит 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  дисциплине «Финансы»

 

     Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ: СОСТАВ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 
 
 
 
 
 

     Выполнила: Ивакина Наталья Отчество (полностью)

     Группа: Ф-07-8

     Руководитель: должность,

     Имя Отчество (полностью) 
 
 

     Иркутск 2009

 

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Государственные расходы: сущность, состав, классификация………..…..6
  2. Анализ государственных расходов в РФ…………………………………..32
  3. Проблемы и перспективы финансирования расходов государственного бюджета и внебюджетных фондов в РФ…………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………….

Список  использованной литературы………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Выбор темы «Государственные расходы: состав, структура и динамика изменения  в современной России» обусловливается  мной тем, что Государственные расходы являются ведущим звеном финансовой системы государства, и играют важную роль в экономической и политической жизни любого государства. Цель данной курсовой работы является раскрытие темы: Государственные расходы: состав, структура, динамика и оценка их эффективности в современной России. Понятие, состав и структура  Государственных расходов описывается в первой части курсовой работы, подробное описание этой темы, а также динамика и оценка эффективности Государственных расходов в современной России во второй и третьей частях работы.

      Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов  экономики, называть бюджетными. Эти  отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.1 Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

      На  величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

      Огромную  роль расходы федерального бюджета  играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.2 Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ,

КЛАССИФИКАЦИЯ

     Государственные расходы - это непрерывное использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных предприятий, объединений и организаций на цели и объекты, определенные законом о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организации.

     В зависимости от того, из какого фонда осуществляются расходы, они подразделяются на следующие виды государственных расходов:   
   1) бюджетное финансирование, так как бюджетная система является государственным фондом денежных средств, обеспечивающим основные затраты всего государства;   
   2)финансирование за счет государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства, как выплата пенсий, социальное и медицинское страхование;  
   3) расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании возвратности, возмездности и на определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других финансовых структурах;   
   4) бюджетное кредитование, когда деньги на определенные расходы выдаются из бюджетов на определенный срок и на определенных условиях;   
   5) страховые выплаты по обязательному и коммерческому страхованию;   
   6) выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые в основном также производятся из бюджета;   
  7) адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях из эмиссионных средств;   
  8) расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.

     Содержание  и структура государственных расходов напрямую зависят от общей финансовой политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

     Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства в соответствии с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обязательным требованием осуществления государственных расходов является включение их в соответствующий финансовый акт: бюджет, смету или баланс3.

Государственные расходы в экономически развитых странах осуществляются по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарат управления, выполнение социальных программ, предоставление субсидий и кредитов другим странам.

      Расходные полномочия государства состоят  в перераспределении общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан, путем предоставления бюджетных средств. Базовым правовым инструментом в части расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ4, принятый в 1998 г.

Классификация государственных  расходов. Государственные расходы представляют собой в своей совокупности определенную систему. Прежде сего они подразделяются на государственные, в том числе расходы центральных и региональных властей, и муниципальные.

      В зависимости от источников получения  расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы подразделяются на: централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

      Существует  также классификация государственных  расходов в зависимости от направления финансирования:

  • социально – культурная сфера и наука;
  • охрана окружающей природной среды;
  • оборона;
  • правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
  • международная деятельность;
  • государственное управление и местное самоуправление;
  • создание запасов и резервов;
  • отрасли хозяйства, например промышленность, строительство, сельское хозяйство;
  • прочие расходы.

Основными задачами в области  государственных  расходов являются:

  • обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снижение расходов на содержание государственного аппарата;
  • повышение эффективности инвестиционного процесса, расширение практики совместного государственно – коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • повышение эффективности использования средств на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрация их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно – исследовательских работах;
  • снижение финансирования отдельных отраслей и предприятий сферы материального производства;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств;
  • обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

      Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

     В бюджетном кодексе трактовка  иная: бюджетные расходы – денежные средства, предусмотренные в бюджете  соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления.

     Крохина Ю.А.предполагает, что «Расходы государственного бюджета – это публичные, не создающие  и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованного фонда денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства».

     Категория расходов бюджета проявляется через  конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Информация о работе Государственные расходы: состав,структура и динемака в современной России