Государственные расходы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства. Институт расходов бюджетов регулирует отно-шения, связанные с выделением денежных средств из соответствующих бюджетов. Расходная часть бюджета является ключевой в принципе сбалан-сированности бюджета, ведь именно через расходы реализуются политиче-ские и экономические цели государства.

Работа содержит 1 файл

Госрасходы 1.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Актуальность  темы исследования. Государственный  бюджет  занимает центральное место в финансовой системе любого государства.

     Это наиболее мощное орудие воздействия  государства на рост экономики. Это воздействие может быть и положительным, и негативным. Составляя значительную часть государственных финансов, федеральный бюджет играет важнейшую роль в осуществлении государственной экономической политики.

     Бюджет находится в постоянном взаимодействии с другими звеньями финансовой системы государства, осуществляя деятельность по перераспределению денежных средств в пользу тех звеньев, которые наиболее в этом нуждаются. Чаще всего это происходит  путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

    Расходная часть бюджета является ключевой в принципе сбалансированности бюджета, ведь именно через расходы реализуются политические и экономические цели государства. Рассматривая итоги реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений, можно сказать, что вопросам эффективного использования бюджетных средств уделяется недостаточно внимания. Низкий уровень социального обеспечения, недостаточное финансирование здравоохранения, образования, правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования - все это следствие неэффективной государственной политики в сфере бюджетных расходов. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии четко сформулированных принципов расходования бюджетных средств.

    Пешкова Х.В. считает, что "Специфика расходов бюджета государства и входящих в его состав общественно-территориальных  образований заключается в том, что именно на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности"1.

    Осуществление расходов бюджетов обеспечивается различными подразделениями финансового права. Среди них можно назвать бюджетное право, институт расходов бюджетов как структурное подразделение раздела государственных и муниципальных расходов, а также институт расчетов. Это создает серьезные проблемы, причем не только теоретического, но и практического плана.

    Целью данной курсовой работы является проведение исследования сущности расходов федерального бюджета и рассмотрение их классификации.

    Задачи  исследования:

     - представить понятие расходов  федерального бюджета;

     - рассмотреть формирование расходов  бюджетов;

     - определить, какие виды расходов финансируются исключительно из федерального бюджета;

     - раскрыть систему бюджетных расходов;

     - рассмотреть, в каких формах  осуществляется предоставление  средств из бюджетов;

     - изучить классификацию расходов  бюджетов РФ;

     - проанализировать состав и структуру бюджетных расходов.

     Основным методом исследования является метод формально-юридического анализа. Также мной были использованы такие методы как анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация.

     Исследованием направлений развития процесса финансирования расходов федерального бюджета занимаются многие ученые и специалисты-практики: Кращенко С.А., Пантелеев А.Ю., Романенков А.Ю., Михайлюк В.Н., Филиппов А.В., Маковник Т.Д. и др.

     Вопросам  организации финансирования и учета  расходов посвятили свои исследования Артюхин Р.Е., Баятова И.М., Бриль Д.В., Гусев С.И., Лопина JI.A., Маклева Г.И., Малышева В.И., Маркина Е.В., Мурзаков А.П., Нестеренко Т.Г., Новикова ВН., Прокофьев С.Е., Родионова В.М., Швецов Ю.Г. и др.

     Большой интерес представляют диссертационные работы Ицковича Б.Ф., Теребиленко Б.Н., посвященные проблемам контроля и оптимизации финансовых потоков органами казначейства в Российской Федерации.

           Теоретическую основу курсовой работы составили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области бюджетных расходов. В работе использованы законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ, а также материалы научных конференций и периодических изданий.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

      Глава 1. Понятие  и сущность государственных  расходов

     Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.

     Институт  расходов бюджетов регулирует отношения, связанные с выделением денежных средств из соответствующих бюджетов. Иными словами, предметом этого института являются в первую очередь имущественные отношения. Известно, что имущественные отношения подразделяются на вещные (оформляющие принадлежность материальных благ определенным субъектам) и обязательственные (опосредующие перемещение материальных благ)2.

     Вещные  отношения (отношения собственности) затрагиваются институтом бюджетных расходов лишь косвенно. Как известно, бюджет представляет собой часть государственной собственности (часть казны). В связи с этим законы, иные нормативные акты, договоры и соглашения, которые предусматривают осуществление расходов из государственного бюджета, по сути, закрепляет основания прекращения права государственной собственности. Само же перемещение государственных средств осуществляется в рамках обязательственных отношений. Именно обязательственные отношения составляют сердцевину рассматриваемого института. Отметим, что изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ летом 2004 г., ввели в финансовое законодательство термин "расходное обязательство", который означает обязанность общественно-территориального образования предоставить средства соответствующего бюджета3.

     Существование бюджетных расходов прежде всего  связано с публичными потребностями и затратами, необходимыми для их удовлетворения. Большая часть этих затрат осуществляется через бюджет, и лишь небольшая часть - за счет децентрализованных публичных финансов или частных средств.

     Говоря  о расходах бюджета, необходимо остановиться на принципе приоритетности публичных расходов. В широком понимании первенство расходов над доходами является одним из критериев разграничения публичных и частных финансов4. Давно замечено, что "финансовое хозяйство, в противоположность практике хозяйства частного, при выработке плана для наступающего хозяйственного периода определяет сначала потребности и необходимые для удовлетворения их расходы, а затем уже нужные для покрытия их средства"5.

     Расходование  бюджетных средств имеет комплексное правовое регулирование. Если представить осуществление расходов бюджетов в целом, то получится, что здесь складывается сложное финансовое правоотношение, в состав которого входят как материальные, так и процессуальные правоотношения, причем регламентируемые различными подразделениями финансового права. Основным в данном случае будет материальное правоотношение, составляющее предмет института расходов бюджетов. А его реализацию будут обеспечивать вторичное расчетное правоотношение, которое по характеру также является материально-правовым, и служебное процессуальное правоотношение, связанное с исполнением бюджетов по расходам и регулируемое бюджетным правом.

 

      1.1. Принципы расходования бюджетных средств

     Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета - это те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах.6

     Принципы  расходования средств бюджета государства:

     а) принципы осуществления бюджетных  расходов, соответствующие закрепляемым Бюджетным кодексом РФ принципам бюджетной системы в целом: разграничение расходов между уровнями бюджетной системы; адресный и целевой характер бюджетных средств; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов; сбалансированность бюджета; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; достоверность бюджета; гласность и др. (ст. 28 БК РФ);

     б) принципы осуществления бюджетных  расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных  с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений: принцип дополнительности; результативность расходов бюджетов; своевременность финансирования расходов бюджетов;

     в) принципы осуществления бюджетных  расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно в праве не закрепленные: законность расходов бюджетов; публичность; обязательность расходов бюджетов; рациональность расходов бюджетов.

     Осуществление расходов обусловливается их разграничением между бюджетами различных уровней  бюджетной системы Российской Федерации - федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ).

     Немалое значение для эффективного осуществления  бюджетных расходов имеет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что расходование средств бюджета преследует реализацию определенных целей: "Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей" (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ), что отражено в бюджетной росписи.

     Перечень  мероприятий, требующих предоставления средств из бюджета государства, довольно широк. Тем не менее он подчиняется требованию, прямо указанному в закрепленной ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дефиниции расходов бюджета, - "финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления".

     Заслуживает внимания принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, также распространяющийся на расходы бюджета государства. Данный принцип означает, что "при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств" (ст. 34 БК РФ). Иными словами, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, рациональность использования бюджетных средств. Рассмотрение бюджетных расходов с точки зрения их рациональности соответствует публично-правовому характеру данной категории: "Все, что хочет быть публично признанным, должно быть подвергнуто... тесту рациональности"7.

     Расходование  бюджетных средств подчиняется  принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита (ст. 33 Бюджетного кодекса РФ).

Информация о работе Государственные расходы РФ