Виды государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Сущность расходов бюджета прежде всего проявляется в их видах. Выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Расходы на народное хозяйство, оборону, социальнокультурную сферу, управление государством. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание государственных расходов 5
1.1 Сущность и понятие государственных расходов 5
1.2 Классификация государственных расходов 9
Глава 2. Виды государственных расходов 13
2.1. Характеристика государственных расходов 13
2.2. Анализ государственных расходов 15
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

План  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой  затраты, возникающие в связи  с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств

централизованного фонда денежных средств государства  по различным направлениям.

    Сущность  расходов бюджета прежде всего проявляется в их видах. Выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Расходы на народное хозяйство, оборону, социальнокультурную сферу, управление государством. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

    В условиях перехода к рынку правительство  ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами.

    Следует помнить, что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло  на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств. 

 

Глава 1. Содержание государственных расходов

1.1 Сущность и понятие государственных расходов

 

    Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием  государства. Как экономическая  категория государственные расходы  выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

    Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

    1. Использование денежных средств  по их целевому назначению, то  есть непосредственную трату  денежных средств в процессе  обмена. В этом случае в состав  расходов включаются расходы  предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

    2. От фактического расходования  средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.

    Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы»  при его трансформации в понятие  «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в  противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

    В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и  организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.

    В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

    1) затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;

    2) на расширенное воспроизводство  (в основные и оборотные фонды);

    3) платежи в бюджет и внебюджетные  фонды;

    4) в поощрительные и стимулирующие  фонды.

    Первая  группа затрат связана с кругооборотом  фондов (капитала) и представляет собой  возмещение издержек производства и  относится к расходам условно. Поэтому  государственные расходы по предприятиям включают только вторую и третью группы расходов.

    Положение государственных расходов среди  других категорий определяется значением  государственной собственности  и ролью государства в современных  условиях. Государство является собственником средств производства, выступает организатором производственного процесса, участвует в создании и распределении валового общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть общественных потребностей. Хотя доля государственного сектора в экономике республики за период реформирования резко снизилась, но даже с выполнением программы разгосударствления и приватизации эта доля останется в пределах 30-40% (с учетом природных ресурсов), что соответствует развитым рыночным отношениям. Поэтому категория «государственные расходы» отражает устойчивые экономические отношения и сохраняет свое значение в перспективе.

    Роль  государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.

    Совокупность  всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов. Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества, централизуемого в бюджете государства или находящегося в распоряжении государственных предприятий. Они могут возмещаться также суммами амортизации, включаемой в себестоимость продукции, которые направляются на капитальные вложения, предусматриваемые для увеличения производственных фондов государственного хозяйства. Часть государственных расходов покрывается за счет средств населения в виде налоговых платежей, поступлений от займов и пр. Для финансирования государственных расходов привлекаются долгосрочные кредиты банков, в целях увеличения и технического совершенствования основных производственных фондов и погашаемые в последующем из доходов предприятий.

    Организация государственных расходов достигается  посредством их прогнозирования, а  также установления строгого порядка  их финансирования и использования  средств. Поэтому одним из принципов  организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод.

    Целевой характер финансирования государственных  расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и решение важнейших социальных проблем.

    Безвозвратный характер финансирования государственных  расходов не требует непосредственного  возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета (например через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства) - это повышает эффективность используемых ресурсов.

    Финансирование  в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении  мероприятий в соответствии с  прогнозами экономического и социального развития.

    Соблюдение  режима экономии в использовании  ресурсов - важный принцип организации  государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием  государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

    Необходимым принципом организации государственных  расходов является оптимальное сочетание  бюджетных, кредитных и собственных  источников их покрытия. Этот принцип выражает процесс софинансирования государственных расходов.

1.2 Классификация государственных расходов

 

Отдельные виды государственных расходов неоднородны  по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливаются различия в  источниках, формах и методах финансирования затрат.

    Важнейшим критерием разграничения государственных  расходов является их отношение к  процессу материального производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные  расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

    1) расходы, непосредственно связанные  с материальным производством  и относящиеся к производственной  сфере;

    2) расходы в непроизводственной  сфере деятельности;

    3) расходы на создание государственных  резервов. Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью   государства   и   связана   с   созданием национального дохода.

    Вторая  группа государственных расходов связана  с потреблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества. Средства, расходуемые на непроизводственную сферу, направляются, прежде всего, на содержание учреждений просвещения и здравоохранения, развитие науки и культуры, жилищное и культурно-бытовое строительство, социальное страхование работников, а также на социальное обеспечение всех членов общества. Государство также затрачивает средства на оборону, содержание государственного аппарата и другие мероприятия, связанные с деятельностью государственных органов.

    Расходы на нужды непроизводственной сферы  являются той частью национального дохода, которая поступает в фонд потребления. Однако рост затрат в непроизводственной сфере в конечном счете также сказывается на темпах роста общественного производства и повышения его эффективности. Это достигается за счет подготовки квалифицированных кадров, внедрения достижений науки в производство, обеспечения медицинского обслуживания работников сферы материального производства.

    Оптимальное распределение государственных  расходов между фондом накопления и  фондом потребления является важнейшей задачей экономической политики государства. Соотношение фонда накопления и фонда потребления изменялось: в последние годы темпы роста фонда потребления превышали темпы роста фонда накопления. Удельный вес фонда потребления в национальном доходе, используемом на потребление и накопление, составляет в Казахстане около 83%.

Информация о работе Виды государственных расходов