Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций
С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.
Совет Государственной Думы утверждает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. За рассмотрение основных характеристик федерального бюджета и каждого раздела функциональной классификации расходов бюджетов назначается не менее двух профильных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.
Совет Государственной Думы также назначает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение других документов и материалов, представленных одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.
Для обеспечения
необходимой степени
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.
При отклонении Государственной Думой федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, в законодательные акты о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете расчеты по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе действующего законодательства.
Проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть представлены в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Федеральное казначейство — это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой. Первый уровень —• Главное управление федерального казначейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, по должности он является заместителем министра финансов. Второй уровень — территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автономным округам, юродам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должности министром финансов но представлению начальника ГУФК. Третий уровень — территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) — по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:
Основной функцией Управлений Федерального казначейства по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета. В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач:
1. Организация,
осуществление и контроль за
исполнением бюджетов
2. Регулирование
финансовых отношений между
3. Сбор,
обработка и анализ информации
о состоянии государственных
финансов, предоставление высшим
законодательными
4. Управление
и обслуживание совместно с
Банком России и другими
5. Размещение
на возвратной и платной
6. Разработка
методологических и
организаций.
7. Ведение
операций по учету
При казначейской
системе исполнения бюджета происходит
концентрация двух потоков денежных
средств — доходного и
1) значительно
ускорить процесс
2) повысить
эффективность использования
3) снизить
стоимость обслуживания
оперативного учета и контроля.
При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений,
суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.
Таким
образом, главные преимущества казначейской
системы заключаются в
1) информация
по исполнению бюджета
2) резко
сокращается разрыв между
расходов;
3) обеспечивается сохранность средств;
4) обеспечивается
контроль на всех стадиях
осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;
5) повышается
эффективность управления
Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.
Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.
Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.
Счётная
палата осуществляет оперативный контроль
за исполнением федерального бюджета,
а также контроль за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, за
использованием кредитных ресурсов,
за внебюджетными фондами, за поступлением
в бюджет средств от управления и
распоряжения федеральной собственностью,
за банковской системой (включая Банк
России), проводит ревизии и проверки,
проводит экспертизу и даёт заключения,
информирует палаты Федерального Собрания.
При осуществлении своих
Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.
Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные социальные внебюджетные фонды включают:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд
социального страхования
Федеральный
фонд обязательного
Государственный
фонд занятости населения
К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.
Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.
С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:
социальную защиту населения;
повышение жизненного уровня населения;
сохранение и улучшение здоровья населения;
социальную ориентацию безработного населения.
оказание социальных услуг населению.
Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.
Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.