Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций
С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.
Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.
Денежное
финансирование означает, что для
покрытия бюджетного дефицита правительство
получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает
выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных
средств. Такое финансирование используется
лишь в крайних случаях, так как его использование
влечет за собой весьма негативные последствия
для экономики. В результате реализации
такого инструмента, денежная масса национальной валюты
увеличивается на величину не обеспеченную товарами и услуга
Поэтому
законодательство многих стран накладывает
жесткие ограничения на использование
такого метода финансирования бюджетных
дефицитов. В ряде стран кредитование
правительства центральным
Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.
Таким
образом, различаются следующие
источники долгового
Преимущество
долгового финансирования очевидно.
Однако существуют и негативные стороны
государственного заимствования. Выпущенные
государством ценные бумаги обычно рассматриваются
участниками фондового рынка
как весьма надёжные. Приобретая государственные
обязательства, владельцы капитала
сокращают таким образом инвест
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.
Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.
Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.
Когда
в экономике высока безработица
Увеличение
объемов рынка, вызванное бюджетным
дефицитом, стимулирует экономику
также и постольку, поскольку
увеличениепредпринимательской
Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов — прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Для составления проектов бюджетов используется информация о: действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление бюджета основывается на следующих данных макроэкономики:
1.Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
2.Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.