Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:15, курс лекций
С латинского «финансы» означает наличность и доход. Финансы являются распределительной категорией, связанной с распределением валового общественного продукта (ВОП), национального дохода (НД), денежных накоплений и дохода. Поскольку финансы являются категорией, производной от денег, для их развития необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Другой предпосылкой возникновения финансов является появление государства как субъекта распределительных отношений, выполняющий функцию обороны и другие социально значимые функции, для обеспечения которых необходимы денежные средства.
Для выявления финансов, как самостоятельной категории, необходимо выявить сущностные признаки. Важной чертой финансов является фондовый характер. Денежные фонды характеризуются следующими признаками:
• всегда выражают отношение собственности;
• средства денежных фондов находятся в постоянном, непрерывном движении, т.е. расходуются и пополняются;
• средства фондов всегда имеют строго целевое назначение.
Таким образом, денежные фонды - четко обособленные денежные средства, которые формируются и используются на определенные, заранее установленные, цели.
Финансы – денежные отношения, возникающие в связи с распределением(перераспределением) ВВП по поводу формирования и использования у предприятий и государства денежных ресурсов для воспроизводства и развития.
Признаки финансов и функции финансов:
-денежный характер фин.отношений;
-рапределит.характер фин.отношений;
-движение ден.средств в фондовой форме.
В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки.
Методика расчетов передачи средств в процессе внедрения такой формы передачи средств менялась.
Так, в проекте бюджета на 1999 г. были определены следующие порядок и нормативы формирования и распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Объем Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 1999 г. формируется за счет 14% общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей.
Средства ФФПР (трансферты) распределены таким образом, чтобы довести приведенные к сопоставимым условиям средне-душевые бюджетные доходы субъектов РФ, имеющих право на получение трансфертов, до одного и того же, максимально возможного при планируемом объеме ФФПР уровня.
Для приведения бюджетных доходов субъектов РФ к сопоставимым условиям собственные среднедушевые бюджетные доходы субъектов РФ делятся на величину индекса бюджетных расходов.
Собственные среднедушевые бюджетные доходы субъектов РФ Ддуш рассчитываются по формуле:
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований РФ
- денежный
фонд, создаваемый в составе бюджета
субъекта Федерации для
Основы его формирования, распределения,
использования изложены в Федеральном
законе «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»
(1997). Порядок формирования, распределения,
использования Фонда устанавливается
каждым регионом самостоятельно с учетом
индивидуальных особенностей территории
и утверждается законодательно.
Фонд является инструментом регулирования
межбюджетных отношений внутри региона
и выравнивания уровня доходов местных
бюджетов. Он формируется путем отчислений
от федеральных и региональных налогов,
поступающих в бюджет субъекта Федерации.
В отдельных регионах источником его формирования
служат ассигнования из федерального
бюджета. Размер Фонда устанавливается
в абсолютном выражении законом о бюджете
субъекта Федерации на предстоящий год.
Средства Фонда распределяются в соответствии
с фиксированной формулой, рассчитывается
с учетом факторов, определяющих особенности
данного субъекта Федерации: численности
населения на территории; доли детей дошкольного
и школьного возраста и доли лиц пенсионного
возраста в общей численности населения
на территории; площади территории муниципального
образования; уровня душевой обеспеченности
бюджетными средствами и др. Доля каждого
муниципального образования в общем, объеме
средств Фонда устанавливается в процентах
и утверждается законом субъекта Федерации
о бюджете субъекта Федерации на соответствующий
финансовый год. Средства Фонда передаются
органам местного самоуправления безвозмездно.
Перечисления производятся ежемесячно
в фиксируемой доле от фактических поступлений
по отдельным источникам доходов всем
муниципальным образованиям, имеющим
право на финансовую помощь.
17. Сбалансированность бюджета. Дефицит. Профицит.
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Сбалансированный
бюджет является основой нормального
функционирования органов управления
государства и его
Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:
Бюджетная
система считается
Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II этап горизонтального выравнивания, которое осуществляется с помощью трансфертов.
Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
Проблема
сокращения бюджетного дефицита весьма
серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем
необходимых государственных
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру
возникновения, бюджетный дефицит
может быть случайным либо дейс
По продолжительности,
бюджетный дефицит может быть х
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.